Ход
урока После звонка на урок учитель дает свой звонок, используя колокольчик. Слово учителя. У нас сегодня необычный урок, он будет выстроен
как спектакль. У каждого из вас есть программка, которая будет служить планом сегодняшнего
урока:
Урок-спектакль
По
комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
ПРОГАММКА
Пьеса
как художественное произведение и её
сценическое воплощение
I
действие:
1.
Афиша – объявление о спектакле
2.
Три рода литературы
3.
Особенности драматического рода
литературы
4.
Комедия? Комедия!
Антракт.
Н.В. Гоголь о театре
II
действие 1. Два прочтения
одной пьесы 2. Пьеса и
спектакль 3. На ошибках
учатся
Учитель. Когда у вас возникает
желание увидеть спектакль? Звучат разные ответы, в том числе и «с
афиши». - дайте определение этому слову («Афиша – это объявление о спектакле»).
- на дом вам было задание нарисовать афиши, (в
ходе совместного обсуждения выявляется
лучшая работа) 

Учитель. Предлагаю начать I действие урока - почему прозвучало
слово «действие», а не «часть», «половина»
и т.п. (действие –
это часть драматического произведения,
а сегодня речь идёт о пьесе Н.В. гоголя
«Ревизор», которая относится к
драматическому роду литературы)
- уточните значение
слова «действие» (это законченная часть
драматического произведения. Действия
отделяются друг от друга перерывом в
театральном представлении – антрактом.
Иначе действия называются актами)
- какие ещё 2 рода
литературы, кроме драматического,
известны ученикам. (Эпический и
лирический) - каково же основное отличие
драматического рода литературы от
эпического и лирического? (Драматические
произведения предназначены для постановки
на сцене) - вспомните другие особенности
драматических произведений, являющиеся
следствием этого основного отличия: (основа драматического произведения –
высказывания самих персонажей, поэтому
пьеса строится на диалогах персонажей; драматург лишён возможности охарактеризовать
героя через пейзаж, интерьер, портрет,
прямые авторские высказывания. Все эти
функции принимает на себя прямая речь
персонажей)
- зачем нужны Гоголю такие
пространные «Замечания для господ
актёров» (у писателя
нет иной возможности объяснить черты
характера, особенности поведения героев
самому, от своего лица) Учитель. Значит, в пьесе голос автора можно
услышать только в ремарках. - дайте объяснение слову «ремарка» (пояснение автора к тексту пьесы,
касающееся обстановки, поведения
актёров)
- какая ещё одна особенность драматических произведений? (условность драматического изображения:
реплики в сторону, монологи, произносимые
в одиночестве. Их функции – передавать
мысли и чувства персонажей).
- в какое время
погружается читатель эпического
произведения, например «Капитанской
дочки», или лирического, например
«Мцыри» (там речь идёт о событиях,
произошедших когда-то, о чувствах,
испытанных в прошлом. Чтобы убедиться
в этом, нужно посмотреть на время
глаголов – сказуемых)
- а что происходит, когда мы читаем
драматическое произведение? (читателю
кажется, что он свидетель событий,
происходящих в данный момент. Это
подтверждают глаголы-сказуемые в
авторских ремарках, стоящие в настоящем
времени)
Итог: цепь монологов и диалогов
в драме создает иллюзию настоящего
времени («иллюзия»
- это то, что кажется, обман чувств).
В
тетрадь записывается высказывание
немецкого поэта и драматурга Ф. Шиллера:
«Все повествовательные формы переносят
настоящее в прошедшее; все драматические
делают прошедшее настоящим»
- на какие основные
жанры делится драматический род
литературы (Трагедия, комедия и собственно
драма) - к какому жанру принадлежит пьеса
Н.В. Гоголя «Ревизор»? (это комедия, аргументируют своё
мнение) - дать определение
комедии («Комедия – это драматическое
произведение, в котором осмеиваются
какие-либо отрицательные черты и свойства
людей или целый строй общественных
отношений»)
Звонит в колокольчик и
объявляет антракт: «В антракте полагается
отдыхать, гулять в фойе и делиться
впечатлениями об увиденном. А вы
поделитесь со мной тем, как вы выполнили
домашнее задание». (На основании
высказываний Гоголя о театре ученики
должны были сделать вывод о том, как
понимал Гоголь назначение театра и
какую роль ему отводил)
Н.В.
Гоголь: «Театр ничуть не безделица и
вовсе не пустая вещь, если примешь в
соображенье то, что в нем может поместиться
вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек
и что вся эта толпа… может потрястись
одним потрясением, зарыдать одними
слезами и засмеяться одним всеобщим
смехом. Это такая кафедра, с которой
можно много сказать миру добра».
«Где
же жизнь наша? Где мы со всеми современными
страстями и странностями?...Ради Бога,
дайте нам русских характеров, нас самих
дайте нам, наших плутов, наших чудаков!
На сцену их, на смех всем!»
В
тетрадь записывается вывод:
Н.В.
Гоголь считал театр одним из сильнейших
средств гражданского воспитания
зрителей. Театр, по мнению Гоголя, призван
воспитывать в людях добрые, возвышенные
чувства, подвергать осмеянию пороки и
недостатки. Театр должен быть умным, но
не скучным, развлечения в нем должны
быть неотделимы от учения. Единственный
путь к созданию подобного театра – это
реалистическое отображение современности,
русской действительности и русских
характеров.
Звонком начинается II
действие урока.
Учащимся
предлагается посмотреть две сцены из
5 действия 1 явления пьесы «Ревизор», в
которых по-разному трактован образ
городничего и его жены и отношения между
ними (роли исполняют учащиеся 8-а класса)
- из
одного или из двух спектаклей вы видели
сцены (это были сцены из 2-х
спектаклей, так как они увидели 2-х разных
городничих: в первой сцене это слабый,
робкий, неуверенный в себе человек,
победа ему досталась случайно, его это
не радует, а скорее пугает. В другой
сцене городничий – решительный,
самоуверенный, торжествующий свою
законно доставшуюся, по его мнению,
победу (соответственно, различались по
характеру и Анны Андреевны в этих
сценах). Это были разные персонажи, а
значит – разные спектакли, но поставленные
по одной пьесе – пьесе Н.В. Гоголя
«Ревизор». Итак, пьеса и спектакль не
одно и то же, это разные понятия.
- дать
определения пьесе и спектаклю помогает (пьеса – это драматическое
произведение для театрального
представления, спектакль - театральное
представление)
- спектакли
по пьесе Гоголя в разных театрах,
кинофильмы, поставленные по пьесе
Гоголя отличаются, не повторяют
один другой. В чем причина таких отличий,
ведь в основе и спектаклей, и фильмов
лежит одна та же пьеса? (Художественный
образ можно воспринимать и трактовать
по-разному, так как он преломляется в
каждом сознании по-своему: он бесконечно
развивающийся и существующий независимо
от тех обстоятельств, которые вызвали
этот образ к жизни)
(Вводится
понятие «режиссер»)
Спектакли по пьесам Гоголя идут сейчас
во многих театрах страны, хотя им уже
почти 200 лет. Почему же не устаревают
пьесы, а продолжают ставиться вновь и
вновь? Сам писатель отвечал на этот
вопрос так: «Можно все пьесы сделать
вновь свежими, новыми, любопытными для
всех… если только сумеешь их поставить
как следует на сцену. Это вздор, что они
устарели и публика потеряла к ним вкус.
Возьмите самую заигранную пьесу и
поставьте её как нужно, та же публика
повалит толпой»
- какой
вывод можно сделать из этих слов? (Гоголь
утверждает необходимость нового подхода
к старым пьесам)
Учитель. Мы выяснили, что пьеса и
спектакль - это разные понятия, и нельзя
их путать, смешивать друг с другом. А
вот какой диалог я недавно услышала» (Ученикам
предлагается исправить ошибки, допущенные
участниками диалога (на доске):
-
Вчера я смотрел в театре пьесу (спектакль
по пьесе) Гоголя «Ревизор». Здорово
играл Хлестаков! (Актер, исполнявший
роль Хлестакова)
-
А мне этот спектакль показался
скучным!
- Так
ты тоже был в театре? А что же я тебя там
не видел?
-
Нет, не был, но книгу-то я читал! (Книга
– это не спектакль, нельзя судить о
спектакле, не видя его).
Домашнее задание. Написать
отзыв об увиденном спектакле по пьесе
«Ревизор», но представить себя зрителями
19 века, а впечатления от спектакля
отразить в виде письма восхищённого
или, наоборот, возмущённого увиденным
зрителя. Обдумать обстоятельства
появления письма, адресанта и адресата,
продумать аргументы своей точки зрения,
стиль письма.
10.
Объявление оценок за работу на уроке
|