Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Я русский бы выучил…
Чем дольше я преподаю Пушкина в школе, чем больше узнаю о нём, о его творчестве, тем больше убеждаюсь, как мало я о нём знаю. К 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича по телевидению, радио, в газетах и журналах было опубликовано и освещено немало страниц из жизни и творчества этого гениального человека. Уже тогда шутили по этому поводу: «Пушкину 200 лет, а он всё пишет и пишет». И действительно, чем больше углубляешься в пушкинскую тему, тем безграничнее кажутся горизонты его неисчерпаемого творчества.
При исследовании художественного произведения cо школьниками поступки литературных героев и их последствия я пытаюсь связывать с современной повседневной жизнью. Поэтому работу строю таким образом, чтобы из итога занятия можно было извлечь уроки жизни.
При изучении «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» в пятом классе дети сами сделали выводы, сформулировали правила, которые могут пригодиться им в будущем. В результате получился список поучительных советов:
1.Стань на защиту слабого человека.
2.Хитрость – удел слабых людей. Будь сильным.
3.Кто ищет, тот всегда найдёт.
4.Нельзя зариться на чужое.
5.Надежда умирает последней.
6.Добро должно побеждать всегда.
7.Относись к человеку так, как ты хочешь, чтобы он к тебе относился.
8.Каждый человек имеет право на счастье.
9.Злость не украшает, а портит человека.
10.Истинная красота таится внутри человека.
Конечно же, делая такие выводы, школьники учатся внедрять пушкинскую мораль в повседневную жизнь. И, может быть, некоторые так до конца и не осознали, что поэт писал эту сказку давно, ещё в начале 19-го века, зато многие восприняли это произведение очень жизненным и современным. Если бы Александр Сергеевич мог наблюдать за этим процессом, он гордился бы такими потомками и почитателями своего творчества.
Уроки по пушкинской сказке произвели впечатление на одного из учеников этого класса. К следующему занятию он сочинил собственную сказку о звездочёте. Своё выступление он начал такими словами: «Я, конечно, не Пушкин, но моя сказка такая же поучительная». Этот порыв мальчика был для одноклассников хорошим примером к развитию детского творчества и самосовершенствованию.
Да и только ли это? Какую бы тему у Пушкина мы не затронули, всё волнует нас и сейчас, потому что поэт писал о вечном. Такие понятия как Родина, патриотизм, долг, свобода, история, природа, дружба, любовь, женщина, душевная красота всегда были, есть и будут интересны читателям, увлекательны, актуальны и поучительны для школьников.
Восприятие пушкинских произведений взрослыми совсем иное, чем у детей. Как бы учитель или литературный критик не преподносил поступки и характер героев поэта, всё равно у ребёнка на этот счёт есть своё мнение, свой взгляд.
Был в моей практике такой случай. В 9-м классе мы изучили роман «Евгений Онегин». На дом дети получили множество вариантов тем для сочинений. Когда началась контрольная работа, один из учеников спросил: «Можно я напишу сочинение на свою тему?» Я поинтересовалась, о чём будет писать. Оказывается, он выбрал образ Ольги Лариной (тему, которую я не учла). Ему эта героиня понравилась больше остальных. Когда я проверяла эту работу, то открыла много нового для себя и об этой героине, и о своём ученике. Невольно я поймала себя на мысли, что при изучении романа Ольга оставалась в тени, сказано о ней было вскользь лишь для того, чтобы ярче и красочнее описать образ Татьяны. При обсуждении творческих работ ученик вдобавок ко всему заявил: «Ну и что, что Пушкин любил свою Татьяну, и о ней писали критики? Я бы женился на Ольге». Этот случай обратил моё внимание на данный образ при изучении романа в последующих классах.
Спустя некоторое время я вновь преподаю "Онегина" в 9-м классе. Уроки жизни, которые мы вместе с детьми извлекли из поступков главного героя романа, подтолкнули ученицу к написанию рассказа. Судьбу Евгения школьница восприняла как личную трагедию, поэтому и её рассказ был о любви с трагическим финалом, сюжет которого произвёл впечатление и на меня, и на одноклассников. Эту творческую работу я зачитывала коллегам на педсовете.
Этот случай заставил меня лишний раз убедиться в том, что именно произведения Пушкина, его герои побуждают детей к самосовершенствованию, и что Александр Сергеевич остаётся любимым и современным писателем.
Я против того, что Пушкин – это избитая тема. Это говорят те, которые о его творчестве знают понаслышке. Его книги можно читать и перечитывать, его фразами можно обогатить свою речь, его стихами можно объясняться женщинам в любви, на примерах его произведений можно учиться жизни.
Изучив интимную лирику Пушкина в 9-м классе, все ученики получили дополнительное задание: выучить любое стихотворение поэта о любви наизусть. Дети настолько прониклись атмосферой любви и романтики, что ни один не явился без подготовки. Каково же было моё удивление, когда самый слабый и безразличный к учёбе ученик вышел к доске и выразительно прочёл наизусть стихотворение «Признание». Благодаря Пушкину мальчик преодолел очередной внутренний барьер. Кто знает, как сложится в дальнейшем его судьба, но ясно одно: этот эпизод в жизни подростка помог ему самоутвердиться.
Интерес к творчеству Александра Сергеевича я прививаю не только на уроках литературы. Со школьниками мы проводим различные внеклассные мероприятия, которые помогают и мне, и моим ученикам лучше узнать Пушкина как поэта, писателя, драматурга, творческую личность. Часто привлекаю к участию в подготовке и проведении мероприятий своих коллег и родителей.
Когда велась подготовка к общешкольному празднику «Стихи Пушкина о зиме», ученики из разных классов буквально расхватывали роли ведущих, исполнителей стихов, чтецов прозы. Дети просили дать им любое задание, предлагали свою помощь в оформлении праздника декорациями. Каждому хотелось принять хотя бы второстепенное участие. Праздник прошел увлекательно. Ещё бы! Заинтересованность ребят, ожидание праздника, свечи, классическая музыка, портреты Пушкина и рисунки детей к его стихам создали атмосферу сопричастности к поэтическому чуду.
Много можно говорить о жизни Александра Сергеевича, его творчестве, его героях, его сюжетах, но, сколько мы не будем пополнять свои знания, ясно одно: Пушкин неисчерпаем. Может быть, я повторюсь, если ещё раз скажу, что именно пушкинские произведения обогащают нас жизненным опытом, именно пушкинские стихи побуждают нас к повседневному духовному труду, именно пушкинские герои заставляют нас задуматься о своей душе.
Поэт высоким, но доступным слогом проникает в самые потайные уголки человеческой сущности. Пушкин, как хорошая песня – читается легко, воспринимается легко, запоминается легко, преподаётся легко. Потому-то стоит выучить русский язык, чтобы произведения Александра Сергеевича можно было с лёгкостью читать в оригинале. Рассказ о своей работе и о своих учениках я хотела бы завершить стихотворением собственного сочинения.
При исследовании художественного произведения cо школьниками поступки литературных героев и их последствия я пытаюсь связывать с современной повседневной жизнью. Поэтому работу строю таким образом, чтобы из итога занятия можно было извлечь уроки жизни.
При изучении «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» в пятом классе дети сами сделали выводы, сформулировали правила, которые могут пригодиться им в будущем. В результате получился список поучительных советов:
1.Стань на защиту слабого человека.
2.Хитрость – удел слабых людей. Будь сильным.
3.Кто ищет, тот всегда найдёт.
4.Нельзя зариться на чужое.
5.Надежда умирает последней.
6.Добро должно побеждать всегда.
7.Относись к человеку так, как ты хочешь, чтобы он к тебе относился.
8.Каждый человек имеет право на счастье.
9.Злость не украшает, а портит человека.
10.Истинная красота таится внутри человека.
Конечно же, делая такие выводы, школьники учатся внедрять пушкинскую мораль в повседневную жизнь. И, может быть, некоторые так до конца и не осознали, что поэт писал эту сказку давно, ещё в начале 19-го века, зато многие восприняли это произведение очень жизненным и современным. Если бы Александр Сергеевич мог наблюдать за этим процессом, он гордился бы такими потомками и почитателями своего творчества.
Уроки по пушкинской сказке произвели впечатление на одного из учеников этого класса. К следующему занятию он сочинил собственную сказку о звездочёте. Своё выступление он начал такими словами: «Я, конечно, не Пушкин, но моя сказка такая же поучительная». Этот порыв мальчика был для одноклассников хорошим примером к развитию детского творчества и самосовершенствованию.
Да и только ли это? Какую бы тему у Пушкина мы не затронули, всё волнует нас и сейчас, потому что поэт писал о вечном. Такие понятия как Родина, патриотизм, долг, свобода, история, природа, дружба, любовь, женщина, душевная красота всегда были, есть и будут интересны читателям, увлекательны, актуальны и поучительны для школьников.
Восприятие пушкинских произведений взрослыми совсем иное, чем у детей. Как бы учитель или литературный критик не преподносил поступки и характер героев поэта, всё равно у ребёнка на этот счёт есть своё мнение, свой взгляд.
Был в моей практике такой случай. В 9-м классе мы изучили роман «Евгений Онегин». На дом дети получили множество вариантов тем для сочинений. Когда началась контрольная работа, один из учеников спросил: «Можно я напишу сочинение на свою тему?» Я поинтересовалась, о чём будет писать. Оказывается, он выбрал образ Ольги Лариной (тему, которую я не учла). Ему эта героиня понравилась больше остальных. Когда я проверяла эту работу, то открыла много нового для себя и об этой героине, и о своём ученике. Невольно я поймала себя на мысли, что при изучении романа Ольга оставалась в тени, сказано о ней было вскользь лишь для того, чтобы ярче и красочнее описать образ Татьяны. При обсуждении творческих работ ученик вдобавок ко всему заявил: «Ну и что, что Пушкин любил свою Татьяну, и о ней писали критики? Я бы женился на Ольге». Этот случай обратил моё внимание на данный образ при изучении романа в последующих классах.
Спустя некоторое время я вновь преподаю "Онегина" в 9-м классе. Уроки жизни, которые мы вместе с детьми извлекли из поступков главного героя романа, подтолкнули ученицу к написанию рассказа. Судьбу Евгения школьница восприняла как личную трагедию, поэтому и её рассказ был о любви с трагическим финалом, сюжет которого произвёл впечатление и на меня, и на одноклассников. Эту творческую работу я зачитывала коллегам на педсовете.
Этот случай заставил меня лишний раз убедиться в том, что именно произведения Пушкина, его герои побуждают детей к самосовершенствованию, и что Александр Сергеевич остаётся любимым и современным писателем.
Я против того, что Пушкин – это избитая тема. Это говорят те, которые о его творчестве знают понаслышке. Его книги можно читать и перечитывать, его фразами можно обогатить свою речь, его стихами можно объясняться женщинам в любви, на примерах его произведений можно учиться жизни.
Изучив интимную лирику Пушкина в 9-м классе, все ученики получили дополнительное задание: выучить любое стихотворение поэта о любви наизусть. Дети настолько прониклись атмосферой любви и романтики, что ни один не явился без подготовки. Каково же было моё удивление, когда самый слабый и безразличный к учёбе ученик вышел к доске и выразительно прочёл наизусть стихотворение «Признание». Благодаря Пушкину мальчик преодолел очередной внутренний барьер. Кто знает, как сложится в дальнейшем его судьба, но ясно одно: этот эпизод в жизни подростка помог ему самоутвердиться.
Интерес к творчеству Александра Сергеевича я прививаю не только на уроках литературы. Со школьниками мы проводим различные внеклассные мероприятия, которые помогают и мне, и моим ученикам лучше узнать Пушкина как поэта, писателя, драматурга, творческую личность. Часто привлекаю к участию в подготовке и проведении мероприятий своих коллег и родителей.
Когда велась подготовка к общешкольному празднику «Стихи Пушкина о зиме», ученики из разных классов буквально расхватывали роли ведущих, исполнителей стихов, чтецов прозы. Дети просили дать им любое задание, предлагали свою помощь в оформлении праздника декорациями. Каждому хотелось принять хотя бы второстепенное участие. Праздник прошел увлекательно. Ещё бы! Заинтересованность ребят, ожидание праздника, свечи, классическая музыка, портреты Пушкина и рисунки детей к его стихам создали атмосферу сопричастности к поэтическому чуду.
Много можно говорить о жизни Александра Сергеевича, его творчестве, его героях, его сюжетах, но, сколько мы не будем пополнять свои знания, ясно одно: Пушкин неисчерпаем. Может быть, я повторюсь, если ещё раз скажу, что именно пушкинские произведения обогащают нас жизненным опытом, именно пушкинские стихи побуждают нас к повседневному духовному труду, именно пушкинские герои заставляют нас задуматься о своей душе.
Поэт высоким, но доступным слогом проникает в самые потайные уголки человеческой сущности. Пушкин, как хорошая песня – читается легко, воспринимается легко, запоминается легко, преподаётся легко. Потому-то стоит выучить русский язык, чтобы произведения Александра Сергеевича можно было с лёгкостью читать в оригинале. Рассказ о своей работе и о своих учениках я хотела бы завершить стихотворением собственного сочинения.
Мой Пушкин.
Ты — настоящий самородок с присущей русскому душой.
Твоя заслуга пред народом блистает ценностью большой.
В твоих стихах, романах, сказках героев пылкая любовь.
Так и надела б чью-то маску, чтоб в книжке оказаться вновь.
Славянской речи ты мессия – смог всему миру доказать
Величье языка России; о русской нации сказать.
И сколько ж надобно трудиться, чтоб удалось в короткий срок
Своим потомкам умудриться оставить миллионы строк?
Наверно покажусь банальной, когда скажу, что Пушкин мой
Талантливо, оригинально прославил свой язык родной.
И не секрет: ты признан первым за дело жизни всей твоей.
Так будь покоен. Твои перлы неоценимы для людей!
Таких титанов, как был Пушкин в литературе не сыскать!
Я лишь за то учила б русский, чтоб вновь и вновь тебя читать.
Ты — настоящий самородок с присущей русскому душой.
Твоя заслуга пред народом блистает ценностью большой.
В твоих стихах, романах, сказках героев пылкая любовь.
Так и надела б чью-то маску, чтоб в книжке оказаться вновь.
Славянской речи ты мессия – смог всему миру доказать
Величье языка России; о русской нации сказать.
И сколько ж надобно трудиться, чтоб удалось в короткий срок
Своим потомкам умудриться оставить миллионы строк?
Наверно покажусь банальной, когда скажу, что Пушкин мой
Талантливо, оригинально прославил свой язык родной.
И не секрет: ты признан первым за дело жизни всей твоей.
Так будь покоен. Твои перлы неоценимы для людей!
Таких титанов, как был Пушкин в литературе не сыскать!
Я лишь за то учила б русский, чтоб вновь и вновь тебя читать.