ПОЛОЖЕНИЕ
- о Конференции межшкольного научного общества учащихся
- образовательных организаций Володарского муниципального района
- «Путь в науку»
- I.Общие положения
- Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения муниципальной Конференции межшкольного научного общества учащихся образовательных организаций Володарского муниципального района «Путь в науку» (далее - Конференция).
- Конференция проводится ежегодно в апреле месяце Управлением образования администрации Володарского муниципального района Нижегородской области, информационно-диагностическим кабинетом на базе муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №48 п.Новосмолинский.
- Конференция организуется и проводится в сроки, утвержденные приказом Управления образования администрации Володарского муниципального района Нижегородской области.
- Конференция проводится по следующим секциям: естественно-научная, географическая, физико-математическая, филологическая, историко-краеведческая, искусствоведческая, технологическая, секция социальных проектов. (Список предметов, входящих в состав каждой секции приведен в Приложении 1).
- II. Цели и задачи Конференции
- 2.1. Целью Конференции является выявление и поддержка способных учащихся общеобразовательных организаций Володарского муниципального района в области интеллектуального творчества, исследовательской и проектной деятельности.
- 2.2. Задачами Конференции являются:
- - содействие интеллектуальному развитию учащихся, формирование у них компетенций в области исследовательской и проектной деятельности;
- - активизация поисковой и научно-практической деятельности учащихся;
- - пропаганда научных знаний и развитие у учащихся интереса к будущей профессиональной деятельности;
- - совершенствование работы научных обществ учащихся общеобразовательных организаций Володарского муниципального района;
- - мотивация специалистов системы образования района на организацию интеллектуально-творческой, исследовательской и проектной деятельности учащихся.
- Руководство научно-практической Конференцией
- 3.1. Общее руководство Конференцией осуществляет организационный комитет, в состав которого входят специалисты Управления образования администрации Володарского муниципального района и методисты информационно-диагностического кабинета.
- 3.2. Оргкомитет координирует работу по подготовке и проведению Конференции, составляет программу Конференции, список участников, протоколы.
- IV. Участники Конференции
- 4.1. Участниками Конференции являются учащиеся, группы учащихся (не более 3-х человек, на секции социальных проектов – количество участников не ограничено) 5 – 11 классов общеобразовательных организаций Володарского муниципального района.
- 4.2. Для участия в Конференции учащийся, группа учащихся представляет выполненную самостоятельно или под руководством педагога исследовательскую или проектную работу на одну из секций Конференции.
- 4.3. По согласованию с оргкомитетом возможна подача двух работ на две разные секции.
- V. Порядок организации и сроки проведения Конференции
- 5.1. Конференция проводится в два этапа:
- 1-й этап - школьный – проводится общеобразовательными организациями в марте месяце;
- 2-й этап – муниципальный – проводится Управлением образования администрации Володарского муниципального района Нижегородской области, информационно-диагностическим кабинетом на базе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №48 п.Новосмолинский в апреле месяце. В муниципальном этапе Конференции принимают участие победители и призёры школьного этапа.
- 5.2. Для участия в муниципальном этапе Конференции в срок до 01 апреля текущего учебного года каждому участнику необходимо подать в оргкомитет:
- - заявку от общеобразовательной организации на участие в муниципальном этапе Конференции (Приложение 2);
- - исследовательскую или проектную работу на бумажном и электронном носителях (электронный носитель должен прилагаться к каждой работе), оформленную в соответствии со стандартными требованиями. Рефераты к участию в муниципальном этапе Конференции не принимаются.
- 5.3. Муниципальный этап Конференции проводится в 2 тура - заочный и очный:
- заочный тур предполагает экспертную оценку исследовательских и проектных работ членами экспертно-методических комиссий отдельно по группам: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы. Состав экспертно-методических комиссий по оценке работ участников Конференции утверждается Приказом Управления образования администрации Володарского муниципального района Нижегородской области. Сроки проведения заочного тура – с 1 по 7 апреля текущего года.
- - на очный тур приглашаются учащиеся, группы учащихся, чьи работы набрали наибольшее количество баллов по результатам экспертной оценки и прошли в следующий тур. Ведомости экспертной оценки заочного этапа исследовательских и проектных работ каждой из секций с указанием участников очного тура направляются в общеобразовательные организации не позднее 7 апреля текущего года.
- Очный тур предполагает публичную защиту исследовательских и проектных работ. Процедура защиты исследовательских и проектных работ состоит из выступлений участников Конференции по содержанию работы (не более 5 минут) и ответов выступающих на вопросы членов экспертно-методических комиссий в пределах темы исследовательской работы или проекта.
- 5.4. Работы, представленные на Конференцию, не возвращаются и не рецензируются.
- 5.5. Лучшие работы публикуются в сборнике материалов по итогам Конференции.
- VI. Требования к работам
- 6.1. Формат материалов:
- Формат страницы: А4, границы: сверху и снизу по 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см..
- «Times New Roman». Кегль 14-й. Междустрочный интервал – одинарный.
- должны быть отделены от предыдущего и последующего текста отбивками (пустыми строками). После слов «введение», «заключение», «список используемых источников», «список литературы», «приложения», после наименований разделов, а также после цифр, обозначающих нумерацию глав и подглав, точки не ставятся.
- Средства выделения текста: полужирный шрифт, курсив, подчеркнутый шрифт, выделение цветом, верхние и нижние индексы. Никакие другие средства выделения текста использовать не рекомендуется.
- В таблицах следует использовать только один стиль границ – сплошную линию. Не следует задавать стили границ для отдельных ячеек. Допустимо, при необходимости, выделять ячейки цветом и объединять ячейки.
- производится в нижнем правом углу листа. На первой странице – титульном листе – номер страницы не ставится.
- Список литературы должен располагаться в конце работы (перед приложениями) и оформлен в алфавитном порядке.
- 6.2. Титульный лист должен содержать наименование общеобразовательной организации, секции, темы работы, автора, руководителя (Приложение 3).
- 6.3. Требования к исследовательской работе
- 6.3.1. Цели и задачи исследовательской работы.
- Научно–исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование учащегося (или группы учащихся), раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность учащегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
- Задачами научно – исследовательской работы являются:
- - развитие навыков самостоятельной научно - исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
- - проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
- - проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;
- - демонстрация умений систематизировать, анализировать и применять полученные в ходе исследования данные.
- 6.3.2. Организация выполнения работы
- Исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений. Выдвижение учащимися проблемы для исследования должно основываться на фактах окружающего мира: наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознания, которое может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.
- Алгоритм работы по написанию исследовательской работы:
- - сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;
- - анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
- - разработка концепции и планирование исследования;
- - подбор методов и методик осуществления исследования;
- - проведение исследования;
- - обработка полученных данных;
- - письменное оформление теоретического и исследовательского материала в виде целостного текста;
- - представление к защите и защита работы.
- 6.3.3. Структурные компоненты научно-исследовательской работы - титульный лист, содержание, введение, главы основной части, выводы, заключение, список литературы, используемых интернет-источников информации, приложения.
- Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам (Приложение 3).
- Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.
- Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.
- Во введении, фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования, указываются цель и задачи исследования, коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
- Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.
- Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
- Во введении также должны быть четко определены цель и задачи исследования. Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.
- Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения. Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:
- - не включает в себя слишком много положений;
- - не содержит не однозначных понятий;
- - выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;
- - гипотезу можно проверить и приложить к широкому кругу явлений;
- - не включает в себя ценностных суждений;
- - имеет правильное стилистическое оформление.
- Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно – исследовательской работы.
- Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.
- В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:
- - определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
- - изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
- - обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
- - перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.
- В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.
- Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида работы учащегося. В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.
- При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.
- В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации. Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
- После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы.
- Раздел основной (экспериментальной) части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:
- - выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных измерений;
- - выводы должны соответствовать поставленным задачам;
- - выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
- - выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
- Заключение представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.
- В список литературы включаются только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно - исследовательской работы.
- 6.4. Требования к проектной работе.
- Результатом проектной работы является создание собственного интеллектуального продукта, предназначенного для активного применения и использования в повседневной жизни. Социальные проекты – проекты, направленные на решение какой-либо социальной проблемы. Результаты проектных работ должны быть ориентированы на социальные интересы самих учащихся. Проект разрабатывается с целью его последующей реализации.
- 6.4.1. Целью проектной деятельности является поиск учащимися новых комплексных знаний, овладение умениями их использования при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом.
- Задачи:
- - развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной деятельности, их применение к решению актуальных практических задач;
- - умение видеть конкретную проблему, проводить количественный и качественный ее анализ;
- - ориентация на разработку общественно-значимых, социально направленных проектов.
- 6.4.2. Организация выполнения работы
- - тема проектной работы самостоятельно выбирается учащимся, либо творческой группой совместно с руководителем в процессе общего обсуждения;
- - выбирается форма проекта (мини-проекты, краткосрочные проекты, долгосрочные проекты);
- - в процессе работы над проектом могут вноситься уточнения и корректировки.
- 6.4.3. Требования к содержанию проектной работы:
- - проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование и решение;
- - проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность его применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
- 6.4.4. Структура проектной работы.
- Титульный лист является первой страницей проектной работы и заполняется по определенным правилам (Приложение 3).
- Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.
- Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.
- Во введении обозначается актуальность выбранной темы (проблема, цель проекта, задачи по реализации проекта, план (содержание) работы.
- Описание проектной работы и ее результаты содержит следующие разделы:
- - теоретическая часть;
- - практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты, описание проекта, механизм реализации проекта – этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий);
- - назначение и применение проекта;
- - выводы.
- Рефлексия деятельности включает в себя оценку степени достижения поставленных целей (оценивание качества результатов, приобретенные знания, умения, навыки). Вопросы рефлексии:
- 1. Над чем мы работали? (Вопрос помогает вспомнить весь ход проекта).
- 2. Как мы работали? (Вопрос способствует анализу задач и методов их решения, оценить интересные находки и спонтанные решения, трудности и неудачи).
- 3. Для чего мы это делали? (Вопрос побуждает оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом).
- 4. Какие знания и умения нам пригодились? (Вопрос помогает оценить не только языковые знания, но и организаторские умения, умение работать в команде).
- 5. Какой опыт мы приобрели? (Вопрос помогает оценить выполнение ролей, взаимопомощь и поддержку).
- 6. Что можно было бы сделать иначе? (Вопрос побуждает к критической оценке процесса проекта и к конструктивным выводам).
- В список литературы включаются только использованные в тексте работы источники литературы.
- 6.5.Работа может содержать приложения с иллюстрированным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.д.). Приложения не входят в общий объем работы и помещаются после списка литературы и источников информации. Список приложений с их порядковыми номерами указывается в оглавлении.
- 6.6. Объем работы - не более 30 страниц (без учета приложений).
- 6.7. Работы помещаются в пластиковый скоросшиватель.
- VII. Критерии экспертной оценки исследовательских работ
- 5.1. Критерии экспертной оценки заочного тура исследовательских и проектных работ учащихся муниципального этапа Конференции
- Филологическая секция:
- Обоснованность темы работы (целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность темы)
- Конкретность, ясность формулировки цели, задач, их соответствие теме работы
- Инструментальность гипотезы (обеспечивает гипотеза или нет достижение цели работы)
- Фундаментальность обзора (использование современных основополагающих работ по проблеме)
- Всесторонность и логичность обзора (освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы)
- Обоснованность методик (доказана логически или ссылкой на авторитеты или приведением фактов)
- Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта
- Наглядность предоставления результатов
- Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с различных точек зрения, позиций
- Оригинальность позиции автора (наличие собственной позиции (точки зрения) на полученные результаты)
- Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач, оценивание выдвинутой гипотезы
- Конкретность выводов и уровень обобщения
- Соблюдение требований к оформлению работы
- Искусствоведческая секция
- Актуальность темы
- Новизна творческой работы
- Содержательность работы, авторская позиция
- Связь теории и школьной практики
- Грамотность и логичность изложения
- Оригинальность методов выполнения работы
- Эстетическое и практическое значение результатов работы
- Эрудированность автора в рассматриваемой области
- Эффективное и грамотное использование иллюстративных средств
- Секция социальных проектов
- Обоснованность темы