23. Какова структура программы универсальных учебных действий (УУД)?
Программа УУД должна содержать:
цели и задачи;
описание места Программы и ее роли в реализации требований Стандарта;
описание понятий, функций, состава и характеристик УУД и их связи с содержанием учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места УУД в структуре образовательной деятельности;
типовые задачи по формированию УУД;
описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
описание условий, обеспечивающих развитие УУД у обучающихся;
методику и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися УУД и др.
Более полная структура программы УУД, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, отражена в примерной основной общеобразовательной программе основного общего образования (www.fgosreestr.ru).
Программа коррекционной работы должна быть направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, оказание им помощи в освоении образовательной программы основного общего образования.
Она должна носить комплексный характер и обеспечивать обучающимся с особыми образовательными потребностями, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию:
выявление и удовлетворение их потребностей при освоении образовательной программы основного общего образования (в урочной и внеурочной деятельности), в совместной педагогической деятельности работников образования, семьи и других институтов общества;
дальнейшую их интеграцию в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
оказание комплексной, индивидуально ориентированной поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;
создание специальных условий обучения и воспитания, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности.
Программа должна содержать:
цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования;
перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями образовательной программы основного общего образования;
систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
механизм взаимодействия учителей, работников в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, и других организаций;
планируемые результаты коррекционной работы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования должна:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения образовательной программы;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения образовательной программы;
предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, необходимых для продолжения образования.
При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы включает две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы;
результаты государственной итоговой аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Итоговой оценке не подлежат ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы основного общего образования включают:
укомплектованность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогическими, руководящими и иными работниками;
уровень квалификации педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
непрерывность профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей образовательную программу основного общего образования.
Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования должны:
обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного основного общего образования;
обеспечивать организации, осуществляющей образовательную деятельность, возможность исполнения требований Стандарта;
обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы основного общего образования и части, формируемой участниками образовательных отношений, включая внеурочную деятельность;
отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования.
Материально-технические условия реализации образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, а также соблюдение:
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания образовательной организации, ее территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию);
требований к санитарно-бытовым условиям (оборудованию гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);
требований к социально-бытовым условиям (оборудованию в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обучающихся);
строительных норм и правил;
требований пожарной и электробезопасности;
требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
требований к транспортному обеспечению обучающихся; требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, установленных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.
Также материально-технические условия реализации образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры, дифференциации и индивидуализации обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации, осуществляющей образовательную деятельность);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Информационно-методические условия реализации образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеров, иного информационно-коммуникационного оборудования, коммуникационных каналов, системы современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в пределах Стандарта определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.
Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах Стандарта осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Необходимо учитывать, что пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами Стандарта, и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.