Понедельник, 21.07.2025, 11:36

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Моя планета
Погода
...

Работаю над проблемой «Современный урок литературы» с 1999 года. Это методика Надежды Петровны Станиславской, учителя донецкой школы № 78.

В чём заключается эта методика?

Каков есть современный урок литературы?

Прежде всего, я считаю, что современным должен быть учитель литературы, каким я стремлюсь быть. Учитель – это целитель детских душ, который должен нести великую правду и духовность. Поэтому на своих уроках литературы я большое внимание уделяю воспитательной цели, развитию нравственных качеств и духовности школьников. Я считаю, что высокодуховный, высоконравственный человек должен строить наше завтра, и только с таким человеком у нас может быть достойное будущее.

Обычно урок я начинаю с мотивации.

Чтобы заинтересовать детей, аргументирую, для чего нужно изучать то или иное произведение. Практически любую тему связываю с современностью. Как характеры и поступки литературных героев могут быть связаны с современной жизнью? Урок литературы – это обращение к душе человеческой, её настоящему, прошлому и будущему. В первую очередь, литературного героя связываю с собой, учеников воспитываю личным примером. Очень важно, с чем дети уйдут с урока?

Современный урок литературы – это урок жизни, связь с современностью, бытом, проблемами. Поэтому практически на каждом уроке, подводя итог занятия, дети отвечают на вопрос: чему научил их этот урок? что им пригодится в самостоятельной жизни. Отвечая на эти вопросы, ученики выводят уроки жизни, тем самым раскрывая мотивацию занятия. Приведу некоторые примеры:

7 класс, М. Лермонтов. Тучи.

Уроки жизни:

ü      нужно ценить и любить свою родину;

ü      родина как мать, её не выбирают;

ü      человек не властен над своей судьбой;

ü      любите и оберегайте окружающую вас природу и т. д.

8 класс, А. Грин. Алые паруса моей мечты и надежды. Урок-открытие.

Уроки жизни:

ü      нужно дорожить счастьем;

ü      нужно верить в чудеса;

ü      твори чудо своими руками и т. д.

9 класс, Н. Карамзин. Бедная Лиза. История крестьянской девушки.

Уроки жизни:

ü      не относись легкомысленно к окружающим, это может их ранить;

ü      уважай и цени чувства, которые испытывают к тебе окружающие;

ü      если совесть не чиста, она не даст тебе спокойно жить;

ü      воспитывай в себе чувство ответственности за мысли, слова и поступки;

ü      относись к человеку так, как ты хочешь, чтобы он к тебе относился и   т. д.

10 класс, Урок-спор о нравственности и безнравственности Катерины в «Грозе» (профилактика детского суицида).

Уроки жизни:

ü     надо мужественно принимать то, чего нельзя изменить;

ü     чувство жизни первично, радуйся тому, что живёшь;

ü    нет безвыходных положений, кроме смерти, пока живы – ищите способы улучшить жизнь и т. д.

11 класс, Гимн чистой и бескорыстной любви как формы прекрасного в человеческом мире (по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»).

Уроки жизни:

ü      нужно уважать чужие чувства;

ü      любите жизнь – она одна, другой не будет;

ü      не стоит уходить из жизни, если вас не любят;

ü      время – лучший доктор;

ü      если больна душа – ищи утешение в музыке, поэзии, там найдёшь отдушину;

ü      умей раскаиваться в поступках, это облагораживает душу;

ü      ищи свою половину – люди созданы для этого;

ü      любовь убить нельзя – она вечна и т. д.

В этом году я показывала открытый урок по литературе в 10 классе по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» по теме «Проблема личной ответственности человека за происходящее в мире», урок нестандартный, урок-суд, интегрированный с историей и правоведением.

Уроки жизни:

ü      живи в ладу с совестью;

ü      преступление карается законом;

ü      каждый человек строит своё счастье сам;

ü      нужно признавать свои ошибки;

ü      за преступление человек отвечает не только перед законом, но и перед самим собой;

ü      нужно знать законы Украины;

ü      если тебя не устраивает окружающая среда, прилагай усилия для её улучшения;

ü      при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком;

ü      чтобы самоутвердиться, не обязательно идти на преступление и т. д.

7 класс. В. Скотт. Мудрость и любовь женского сердца. Ровена и Ребекка. Сравнительная характеристика женских образов романа.

Уроки жизни:

ü      любовь – сильное чувство;

ü      в критических ситуациях не нужно терять своё достоинство;

ü      чтобы выжить в мире, нужны сила воли и знания;

ü      красота, ум и доброта облагораживают мир,

ü      нужно быть патриотом своего народа, своей родины.

 Очень часто в своей практике провожу уроки, интегрированные с поэзией, музыкой, живописью, историей, Библией. Особое внимание уделяю современным поэтам. Так так сама пишу стихи, то также использую их на уроках, если они соответствуют теме, идее произведения. Например, на уроке в 7 класса по теме «М. Лермонтов. Тучи» для сравнительного анализа стихотворного произведения читаю стихотворение собственного сочинения «Тучки».

На заключительном уроке по творчеству А. Пушкина в 9 классе читаю стихотворение собственного сочинения «Мой Пушкин».

   Чтобы добиться современности урока литературы, использую на занятиях презентации (например, по роману Достоевского «Преступление и наказание»), эпизоды экранизаций к произведениям (например, «Мёртвые души» по Гоголю, «Война и мир» по Толстому,  «Русский бунт» по «Капитанской дочке» Пушкина, «Ромео и Джульетта» по Шекспиру, «Преступление и наказание» по Достоевскому) и т. д.

Таким образом, на современном уроке литературы у учащихся формируются следующие группы компетентности:

социальная – умение человека полноценно жить в обществе,

коммуникативная – умение общаться (устно и письменно) на родном и иностранных языках;

информативная – умение добывать, осмысливать и использовать информацию из разных источников,

самообразовательная – готовность и потребность обучаться в течение всей жизни;

жизненная – готовность ребёнка выйти в самостоятельную жизнь, будучи теоретически осведомлённым.

Моё педагогическое кредо: учитель до того времени учитель, пока он сам учится. Я стремлюсь больше узнать, читаю периодическую литературу, черпаю информацию из глобальной сети Интернет, не боюсь использовать новые инновации, экспериментировать, учиться вместе с учениками.

Благодаря этому дети идут ко мне на урок с удовольствием, всегда ждут чего-то нового, интересного. Они – мои активные помощники и учителя.

А как может быть иначе, ведь мы приходим в этот мир, чтобы уйти лучшими, - этому учит нас литература.