Работаю над проблемой «Современный урок литературы» с 1999 года. Это методика Надежды Петровны Станиславской, учителя донецкой школы № 78.
В чём заключается эта методика?
Каков есть современный урок литературы?
Прежде всего, я считаю, что современным должен быть учитель литературы, каким я стремлюсь быть. Учитель – это целитель детских душ, который должен нести великую правду и духовность. Поэтому на своих уроках литературы я большое внимание уделяю воспитательной цели, развитию нравственных качеств и духовности школьников. Я считаю, что высокодуховный, высоконравственный человек должен строить наше завтра, и только с таким человеком у нас может быть достойное будущее.
Обычно урок я начинаю с мотивации.
Чтобы заинтересовать детей, аргументирую, для чего нужно изучать то или иное произведение. Практически любую тему связываю с современностью. Как характеры и поступки литературных героев могут быть связаны с современной жизнью? Урок литературы – это обращение к душе человеческой, её настоящему, прошлому и будущему. В первую очередь, литературного героя связываю с собой, учеников воспитываю личным примером. Очень важно, с чем дети уйдут с урока?
Современный урок литературы – это урок жизни, связь с современностью, бытом, проблемами. Поэтому практически на каждом уроке, подводя итог занятия, дети отвечают на вопрос: чему научил их этот урок? что им пригодится в самостоятельной жизни. Отвечая на эти вопросы, ученики выводят уроки жизни, тем самым раскрывая мотивацию занятия. Приведу некоторые примеры:
7 класс, М. Лермонтов. Тучи.
Уроки жизни:
ü нужно ценить и любить свою родину;
ü родина как мать, её не выбирают;
ü человек не властен над своей судьбой;
ü любите и оберегайте окружающую вас природу и т. д.
8 класс, А. Грин. Алые паруса моей мечты и надежды. Урок-открытие.
Уроки жизни:
ü нужно дорожить счастьем;
ü нужно верить в чудеса;
ü твори чудо своими руками и т. д.
9 класс, Н. Карамзин. Бедная Лиза. История крестьянской девушки.
Уроки жизни:
ü не относись легкомысленно к окружающим, это может их ранить;
ü уважай и цени чувства, которые испытывают к тебе окружающие;
ü если совесть не чиста, она не даст тебе спокойно жить;
ü воспитывай в себе чувство ответственности за мысли, слова и поступки;
ü относись к человеку так, как ты хочешь, чтобы он к тебе относился и т. д.
10 класс, Урок-спор о нравственности и безнравственности Катерины в «Грозе» (профилактика детского суицида).
Уроки жизни:
ü надо мужественно принимать то, чего нельзя изменить;
ü чувство жизни первично, радуйся тому, что живёшь;
ü нет безвыходных положений, кроме смерти, пока живы – ищите способы улучшить жизнь и т. д.
11 класс, Гимн чистой и бескорыстной любви как формы прекрасного в человеческом мире (по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»).
Уроки жизни:
ü нужно уважать чужие чувства;
ü любите жизнь – она одна, другой не будет;
ü не стоит уходить из жизни, если вас не любят;
ü время – лучший доктор;
ü если больна душа – ищи утешение в музыке, поэзии, там найдёшь отдушину;
ü умей раскаиваться в поступках, это облагораживает душу;
ü ищи свою половину – люди созданы для этого;
ü любовь убить нельзя – она вечна и т. д.
В этом году я показывала открытый урок по литературе в 10 классе по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» по теме «Проблема личной ответственности человека за происходящее в мире», урок нестандартный, урок-суд, интегрированный с историей и правоведением.
Уроки жизни:
ü живи в ладу с совестью;
ü преступление карается законом;
ü каждый человек строит своё счастье сам;
ü нужно признавать свои ошибки;
ü за преступление человек отвечает не только перед законом, но и перед самим собой;
ü нужно знать законы Украины;
ü если тебя не устраивает окружающая среда, прилагай усилия для её улучшения;
ü при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком;
ü чтобы самоутвердиться, не обязательно идти на преступление и т. д.
7 класс. В. Скотт. Мудрость и любовь женского сердца. Ровена и Ребекка. Сравнительная характеристика женских образов романа.
Уроки жизни:
ü любовь – сильное чувство;
ü в критических ситуациях не нужно терять своё достоинство;
ü чтобы выжить в мире, нужны сила воли и знания;
ü красота, ум и доброта облагораживают мир,
ü нужно быть патриотом своего народа, своей родины.
Очень часто в своей практике провожу уроки, интегрированные с поэзией, музыкой, живописью, историей, Библией. Особое внимание уделяю современным поэтам. Так так сама пишу стихи, то также использую их на уроках, если они соответствуют теме, идее произведения. Например, на уроке в 7 класса по теме «М. Лермонтов. Тучи» для сравнительного анализа стихотворного произведения читаю стихотворение собственного сочинения «Тучки».
На заключительном уроке по творчеству А. Пушкина в 9 классе читаю стихотворение собственного сочинения «Мой Пушкин».
Таким образом, на современном уроке литературы у учащихся формируются следующие группы компетентности:
социальная – умение человека полноценно жить в обществе,
коммуникативная – умение общаться (устно и письменно) на родном и иностранных языках;
информативная – умение добывать, осмысливать и использовать информацию из разных источников,
самообразовательная – готовность и потребность обучаться в течение всей жизни;
жизненная – готовность ребёнка выйти в самостоятельную жизнь, будучи теоретически осведомлённым.
Моё педагогическое кредо: учитель до того времени учитель, пока он сам учится. Я стремлюсь больше узнать, читаю периодическую литературу, черпаю информацию из глобальной сети Интернет, не боюсь использовать новые инновации, экспериментировать, учиться вместе с учениками.
Благодаря этому дети идут ко мне на урок с удовольствием, всегда ждут чего-то нового, интересного. Они – мои активные помощники и учителя.
А как может быть иначе, ведь мы приходим в этот мир, чтобы уйти лучшими, - этому учит нас литература.