Ход
урока
I.
Актуализация знаний. Вспомните разные виды сложных предложений. А
задумывались ли вы, почему существуют разные виды сложных предложений? (разные способы связи простых предложений в
сложных, сочинительные и подчинительные отношениях частей сложного предложения)
– Вот вам два очень простых
предложения: Молодежь ушла. В клубе стало скучно.
Попробуем построить из них все
три вида сложных предложений. Получаем:
Молодежь ушла, и в клубе
стало скучно.
Молодежь ушла – в клубе стало скучно.
Молодежь ушла: в клубе стало скучно.
Молодежь ушла, так что в клубе стало скучно.
Молодежь ушла, потому что в клубе стало скучно.
А теперь
задумаемся над той информацией, которую заключают в себе эти предложения. Какой
смысл можно «вычерпать» из каждого? На первый план выступают
причинно-следственные отношения. (Зачем
молодежь идет в клуб, почему уходит оттуда раньше времени, хотя клуб в сельской
местности – единственное «культурное» учреждение...) В одинаковой ли
степени проявляются эти отношения в ССП и СПП? – В ССП они более размыты,
заметна какая-то последовательность – ушла, стало скучно...
А теперь
задумаемся над интонацией бессоюзного предложения. Какое значение предложения
можно «вычислить» из такого интонирования? Чувствуется противопоставление, но
оно как-то нечетко выражено, еще менее заметно, чем причинно-следственная связь
в ССП. (Выводы: наиболее «говорящие» значения, обусловленные их строением (в
частности, союзы потому что и так как в нашем примере), имеют
СПП, в наименьшей степени смысловые отношения различаются в БСП, а вот ССП
занимают между ними как бы промежуточное положение. И сегодня разговор у нас
пойдет именно о ССП)
2.
Группы сочинительных союзов. Задание. Выпишите из данного
текста ряды однородных членов, соединенных союзами, определите, к какой группе
относится тот или иной союз.
Текст.
Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых
небесных явлений! Летние грозы проходят над землей и «заваливаются» за
горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась. Молнии то с
размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные
с корнем ветвистые деревья. Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром
перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. Недавно в деревне
один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня
большими от восторга глазами, сказал:
–Пойдем смотреть грома! (К.Паустовский.
Золотая роза)
Вот какие
сочетания нужно выписать: – проходят и «заваливаются»; не прошла, а
свалилась; то бьют, то полыхают; пришел и сказал.
Характеризуем
союзы при данных однородных членах, вспоминаем не встретившиеся здесь.
Объясняем значение названий групп союзов: соединительные, разделительные,
противительные. Что можно соединить? разделить? противопоставить? –
Какие-либо явления! Как вы уже знаете, эти же союзы соединяют и части
сложносочиненных предложений.
3.
Узнавание «в лицо» ССП. Задание.
Выпишите из данного текста все ССП, докажите (графически, схематически,
словесно...) правильность вашего выбора.
Текст.
Уж так оно всегда почему-то получалось, что не успевал Григорий Иванович
прислонить голову к подушке, портфелю или просто к какому-либо пригорку в
чистом поле, как ему обязательно начинал сниться сон...
То вдруг
причудится Григорию Ивановичу река, широкая и раздольная в весеннем разливе, то
вдруг увидит он во сне небо, то привидятся ему леса дремучие и темные... Но
чаще всего снится Григорию Ивановичу дорога. Как будто идет он по ней,
перекинув сапоги через плечо, идет, помахивает хворостинкой и подбадривает
себя, успокаивает. Вот, мол, дойду до того поворота, а там уж отдохну, огляжусь
вокруг, там благодать, забвение и отрада. Но дойдет Григорий Иванович до
поворота, а благодати нет, под ногами камень да песчаный пепел, а новый поворот
где-то далеко за горизонтом. Вздохнет Григорий Иванович, поправит на плече
сапоги и идет дальше... И так без конца, от поворота до поворота! Идет Григорий
Иванович, не падает духом, надеется.(И.Евсеенко.
Повесть «Петушиные дворики». «Новый мир», 1990, № 5)
(Сложносочиненных
предложений здесь только два: То вдруг причудится... и Но дойдет...,
причем последнее включает в себя, помимо сочинительной, еще и бессоюзную
связь.)
Может
возникнуть вопрос о виде предложения Вот, мол, дойду. В целом оно БСП, а
его 1 часть – обычное простое предложение с однородными сказуемыми – дойду,
отдохну, огляжусь. Его нельзя отнести к предложениям с факультативным
характером членения, так как запятая «сигнализирует» о блоке однородных членов,
а о разных предложениях «говорит» точка...
II
этап. Постановка задачи урока. Организация исследовательской деятельности
– Вы
успешно выделяете ССП в тексте, это уже хорошо, но явно недостаточно, чтобы
сказать о себе: а я во как знаю ССП! ССП очень сильно различаются по своим
значениям.
Одинаковые
ли значения имеют ССП с различными сочинительными союзами?И какие именно?(неодинаковые,
а в чем разница?)
Исследовательская
деятельность. Делим класс на 3 группы (по рядам) и предлагаем
проанализировать три текста. В каждом из них – ССП с одной из групп
сочинительных союзов. Задача – определить значение, которое вносят в
предложения различные союзы.
Текст 1.
Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у нее по подбородку,
оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал ее,
пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы,
современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик
дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и
хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей... Сколько же он
понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надежном доме, в
этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба.
Пойдешь направо – коня потеряешь, пойдешь налево...
Текст 2. Иль чума меня
подцепит, Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный
инвалид.
Иль в лесу под нож злодею Попадуся
в стороне,
Иль со скуки околею Где-нибудь
в карантине... (А.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)
Текст 3.
Несколько дней появление Пугачева было тайною для оренбургских жителей, но
молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление
Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с
угрозами роптали, устрашенные жители говорили о сдаче города. Схвачен был
зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачевым... Рейнсдорп
обнародовал объявление о Пугачеве, в коем объяснял его настоящее звание и
прежние преступления. Оно было писано темным и запутанным слогом. В нем было
сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого
состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян
Пугачев, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице
знаков. Сие показание было несправедливо... (А.Пушкин. История Пугачева.
Из гл. 3)
III
этап. Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические
выводы. К каким результатам пришел каждый ряд? Поделитесь, пожалуйста,
своими наблюдениями...
Различные
группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с
соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо
последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно
выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят
в ССП значение чередования, несовместимости явлений. Это основные функции
каждой группы сочинительных союзов, но далеко не все. Вывод.
– Какова
роль сочинительных союзов в ССП? (Они
служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые
отношения, значения ССП.)
В краткой форме графически
заносим наши выводы в тетрадь для опорных конспектов.
IV этап. Практическое
использование теоретических сведений. Даны начальные части ССП и смешанные
«в кучу» их завершения. Сконструируйте ССП с различными значениями, используя
сочинительные союзы разных групп. Начальные
части предложения:
– Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу...
– Ничего особенного,
сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было...
– Есть земля, недра...
– В ответ из Петушиных
Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор...
– То вдруг заманят его водяные
и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину...
– Много всяких происшествий
видел на своем веку Григорий Иванович...
– За третьим холмом Григорий
Иванович свернул налево...
– Не успеешь замедлить возле
торговца шаг...
– Григорий Иванович все время
брал по дороге вправо и вправо...
– Станция была действительно
крохотной...
Завершающие части
предложений:
– ...людей – кот наплакал.
– ...он уже хватает тебя за
воротник, требует из кармана денежки.
– ...вы, возможно, услышите
голос петуха Григория Ивановича Козика.
– ...потом все затихло,
затуманилось, исчезло за поворотом дороги.
– ...такого еще не
встречалось.
– ...затянут его
командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место
за вином и закусками...
– ...читателю нечего тут
насмешничать.
– ...город за ней раскинулся
редкостный.
– ...вот раскинулся перед ним
городской базар.
– ...Высокие Стрижи никак не
показывались.
(Примечание. Все тексты
и предложения урока размножаем для каждого ученика. Кроме того, часть материала
можно заранее записать на доске.)
V этап.
Творческая работа. Перед вами «испорченный» фрагмент повести А. Чехова
«Скучная история». Задание. Исправьте текст, заменяя по возможности однотипные
конструкции с простыми предложениями сложносочиненными предложениями.
Текст. Барышни
и Гнеккер говорят о фугах, контрапунктах, о певцах и пианистах, о Бахе и
Брамсе. Жена, боясь, чтобы ее не заподозрили в музыкальном невежестве,
сочувственно улыбается им и бормочет: «Это прелестно... Неужели? Скажите...».
Гнеккер солидно кушает, солидно острит и снисходительно выслушивает замечания
барышень. Изредка у него является желание поговорить на плохом французском
языке. Тогда он почему-то находит нужным величать меня votre excellence
(ваше превосходительство – фр.).
А я угрюм.
Видимо, я всех их стесняю. Они стесняют меня. Никогда раньше я не был коротко
знаком с сословным антагонизмом. Теперь меня мучает именно что-то вроде этого.
Я стараюсь находить в Гнеккере одни только дурные черты, скоро нахожу их и
терзаюсь, что на его жениховском месте сидит человек не моего круга.
Домашнее
задание. Возьмите повесть А. Чехова «Скучная история», найдите
редактировавшийся вами фрагмент (он взят из 2-й главы); сравните авторский и
свой варианты. Сделайте выводы о вашем умении пользоваться конструкциями с ССП.
Напишите небольшой рассказ – подражание А. Чехову, используя ССП с теми же
значениями, что и у писателя.
|