Суббота, 26.07.2025, 06:15

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои статьи [50]
Информатика [0]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Статьи » Мои статьи

Сложносочинённое предложение; его строение и средства связи в нём

Ход урока

I. Актуализация знаний. Вспомните разные виды сложных предложений. А задумывались ли вы, почему существуют разные виды сложных предложений? (разные способы связи простых предложений в сложных, сочинительные и подчинительные отношениях частей сложного предложения)

– Вот вам два очень простых предложения: Молодежь ушла. В клубе стало скучно.

Попробуем построить из них все три вида сложных предложений. Получаем:

Молодежь ушла, и в клубе стало скучно.
Молодежь ушла – в клубе стало скучно.
Молодежь ушла: в клубе стало скучно.
Молодежь ушла, так что в клубе стало скучно.
Молодежь ушла, потому что в клубе стало скучно.

А теперь задумаемся над той информацией, которую заключают в себе эти предложения. Какой смысл можно «вычерпать» из каждого? На первый план выступают причинно-следственные отношения. (Зачем молодежь идет в клуб, почему уходит оттуда раньше времени, хотя клуб в сельской местности – единственное «культурное» учреждение...) В одинаковой ли степени проявляются эти отношения в ССП и СПП? – В ССП они более размыты, заметна какая-то последовательность – ушла, стало скучно...

А теперь задумаемся над интонацией бессоюзного предложения. Какое значение предложения можно «вычислить» из такого интонирования? Чувствуется противопоставление, но оно как-то нечетко выражено, еще менее заметно, чем причинно-следственная связь в ССП. (Выводы: наиболее «говорящие» значения, обусловленные их строением (в частности, союзы потому что и так как в нашем примере), имеют СПП, в наименьшей степени смысловые отношения различаются в БСП, а вот ССП занимают между ними как бы промежуточное положение. И сегодня разговор у нас пойдет именно о ССП)

2. Группы сочинительных союзов. Задание. Выпишите из данного текста ряды однородных членов, соединенных союзами, определите, к какой группе относится тот или иной союз.

Текст. Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений! Летние грозы проходят над землей и «заваливаются» за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые деревья. Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал:

–Пойдем смотреть грома!                               (К.Паустовский. Золотая роза)

Вот какие сочетания нужно выписать: – проходят и «заваливаются»; не прошла, а свалилась; то бьют, то полыхают; пришел и сказал.

Характеризуем союзы при данных однородных членах, вспоминаем не встретившиеся здесь. Объясняем значение названий групп союзов: соединительные, разделительные, противительные. Что можно соединить? разделить? противопоставить? – Какие-либо явления! Как вы уже знаете, эти же союзы соединяют и части сложносочиненных предложений.

3. Узнавание «в лицо» ССП. Задание. Выпишите из данного текста все ССП, докажите (графически, схематически, словесно...) правильность вашего выбора.

Текст. Уж так оно всегда почему-то получалось, что не успевал Григорий Иванович прислонить голову к подушке, портфелю или просто к какому-либо пригорку в чистом поле, как ему обязательно начинал сниться сон...

То вдруг причудится Григорию Ивановичу река, широкая и раздольная в весеннем разливе, то вдруг увидит он во сне небо, то привидятся ему леса дремучие и темные... Но чаще всего снится Григорию Ивановичу дорога. Как будто идет он по ней, перекинув сапоги через плечо, идет, помахивает хворостинкой и подбадривает себя, успокаивает. Вот, мол, дойду до того поворота, а там уж отдохну, огляжусь вокруг, там благодать, забвение и отрада. Но дойдет Григорий Иванович до поворота, а благодати нет, под ногами камень да песчаный пепел, а новый поворот где-то далеко за горизонтом. Вздохнет Григорий Иванович, поправит на плече сапоги и идет дальше... И так без конца, от поворота до поворота! Идет Григорий Иванович, не падает духом, надеется.(И.Евсеенко. Повесть «Петушиные дворики». «Новый мир», 1990, № 5)

(Сложносочиненных предложений здесь только два: То вдруг причудится... и Но дойдет..., причем последнее включает в себя, помимо сочинительной, еще и бессоюзную связь.)

Может возникнуть вопрос о виде предложения Вот, мол, дойду. В целом оно БСП, а его 1 часть – обычное простое предложение с однородными сказуемыми – дойду, отдохну, огляжусь. Его нельзя отнести к предложениям с факультативным характером членения, так как запятая «сигнализирует» о блоке однородных членов, а о разных предложениях «говорит» точка...

II этап. Постановка задачи урока. Организация исследовательской деятельности

– Вы успешно выделяете ССП в тексте, это уже хорошо, но явно недостаточно, чтобы сказать о себе: а я во как знаю ССП! ССП очень сильно различаются по своим значениям.

Одинаковые ли значения имеют ССП с различными сочинительными союзами?И какие именно?(неодинаковые, а в чем разница?)

Исследовательская деятельность. Делим класс на 3 группы (по рядам) и предлагаем проанализировать три текста. В каждом из них – ССП с одной из групп сочинительных союзов. Задача – определить значение, которое вносят в предложения различные союзы.

Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у нее по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал ее, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей... Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надежном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдешь направо – коня потеряешь, пойдешь налево...

Текст 2. Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею Попадуся в стороне,

Иль со скуки околею Где-нибудь в карантине... (А.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)

Текст 3. Несколько дней появление Пугачева было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашенные жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачевым... Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачеве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано темным и запутанным слогом. В нем было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачев, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо... (А.Пушкин. История Пугачева. Из гл. 3)

III этап. Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические выводы. К каким результатам пришел каждый ряд? Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями...

Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений. Это основные функции каждой группы сочинительных союзов, но далеко не все. Вывод.

– Какова роль сочинительных союзов в ССП? (Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.)

В краткой форме графически заносим наши выводы в тетрадь для опорных конспектов.

 

IV этап. Практическое использование теоретических сведений. Даны начальные части ССП и смешанные «в кучу» их завершения. Сконструируйте ССП с различными значениями, используя сочинительные союзы разных групп. Начальные части предложения:

– Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу...

– Ничего особенного, сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было...

– Есть земля, недра...

– В ответ из Петушиных Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор...

– То вдруг заманят его водяные и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину...

– Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович...

– За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево...

– Не успеешь замедлить возле торговца шаг...

– Григорий Иванович все время брал по дороге вправо и вправо...

– Станция была действительно крохотной...

Завершающие части предложений:

– ...людей – кот наплакал.

– ...он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки.

– ...вы, возможно, услышите голос петуха Григория Ивановича Козика.

– ...потом все затихло, затуманилось, исчезло за поворотом дороги.

– ...такого еще не встречалось.

– ...затянут его командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место за вином и закусками...

– ...читателю нечего тут насмешничать.

– ...город за ней раскинулся редкостный.

– ...вот раскинулся перед ним городской базар.

– ...Высокие Стрижи никак не показывались.

(Примечание. Все тексты и предложения урока размножаем для каждого ученика. Кроме того, часть материала можно заранее записать на доске.)

V этап. Творческая работа. Перед вами «испорченный» фрагмент повести А. Чехова «Скучная история». Задание. Исправьте текст, заменяя по возможности однотипные конструкции с простыми предложениями сложносочиненными предложениями.

Текст. Барышни и Гнеккер говорят о фугах, контрапунктах, о певцах и пианистах, о Бахе и Брамсе. Жена, боясь, чтобы ее не заподозрили в музыкальном невежестве, сочувственно улыбается им и бормочет: «Это прелестно... Неужели? Скажите...». Гнеккер солидно кушает, солидно острит и снисходительно выслушивает замечания барышень. Изредка у него является желание поговорить на плохом французском языке. Тогда он почему-то находит нужным величать меня votre excellence (ваше превосходительство – фр.).

А я угрюм. Видимо, я всех их стесняю. Они стесняют меня. Никогда раньше я не был коротко знаком с сословным антагонизмом. Теперь меня мучает именно что-то вроде этого. Я стараюсь находить в Гнеккере одни только дурные черты, скоро нахожу их и терзаюсь, что на его жениховском месте сидит человек не моего круга.

Домашнее задание. Возьмите повесть А. Чехова «Скучная история», найдите редактировавшийся вами фрагмент (он взят из 2-й главы); сравните авторский и свой варианты. Сделайте выводы о вашем умении пользоваться конструкциями с ССП. Напишите небольшой рассказ – подражание А. Чехову, используя ССП с теми же значениями, что и у писателя.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: tan4a (24.02.2013)
Просмотров: 2219 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]