Ход урока
1. Организация начала урока.
А. Якорение. Дети заходят в класс, садятся за парты. Урок начинается с ритмических хлопков. Весь класс подстраивается к такту. Общий ритм и темп хлопков объединяют преподавателя и учащихся, включают в общее действие. Таким образом, создается радостное настроение, благоприятная атмосфера на уроке, что способствует лучшему усвоению материала.
Б. Активизация мышления с помощью метафоры (Метафора основана на сходстве, и ее использование обогащает модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики, так как для создания метафоры используется особый язык – паттерны языкового влияния или Милтон-модель)
“Учиться можно любой вещи, – говорил Учитель своим ученикам. – Все в этом мире существует, чтоб наставлять нас”. “Чему же учит нас железная дорога?” – спросил ученик. “Тому, что, опоздав на мгновение, ты можешь упустить все”. “А телеграф?” “Тому, что каждое наше слово учитывается”. “А телефон?” “Все, что мы говорим здесь, слышно там”.
В. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы повторим теоретические и практические умения и навыки, которые приобрели в начальной школе, изучая простые и сложные предложения. Все готовы.
Кто может сформулировать тему нашего урока?
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
– Что можно сгруппировать?
– Что лишнее?
– На какие две группы можно разделить члены предложения?
3. Повторение и анализ основных фактов, явлений, событий.
А. Повторение теоретического материала при помощи “Игры с мячом”.
(Этот прием очень полезен при закреплении и повторении материала. Когда ребенку бросают мяч, он впадает в кратковреиенное состояние, подобное конфузионному трансу. Его сознание занято контролем за движениям и ловлей мячика. В этот момент его бессознательное занято решением вопроса, который он слышит).
– Что называется предложением?
– Какое предложение называется простым?
– Какое предложение называется сложным?
– Что называется грамматической основой?
– Что называется подлежащим?
– Что называется сказуемым?
Б. Выборочное списывание. Из предложений выпишите грамматические основы.
– Определить вид предложения по его конструкции.
– Всем понятно задание?
(Дети проверяют и оценивают себя)
В. Психологическая пауза. А сейчас мы с вами перенесемся в театр жестов. – Что передают наши предложения? (состояние природы)
– А какими жестами и мимикой вы передадите смысл этих предложений?
– Вы на уроках много пишите и не всегда следите за своей осанкой. Покажите, как сидит царица или царь? А как сидит кассир в магазине?
– Покажите, как вы сердитесь? А как радуетесь своей удаче? А как радуетесь удаче одноклассника?
Г. Осложненное списывание.
– А как вы скажете своему товарищу об этом?
– Какое у вас получилось предложение по эмоциональной окраске? (восклицательное).
– А какие бывают предложения по цели высказывания?
– Спишите предложения и расставьте знаки препинания (один ученик работает за доской).
Слайд № 6.
– Как мимика и жесты могут нам донести смысл этих предложений?
– Составьте побудительное восклицательное предложение.
– Расскажите о каждом виде предложений по цели высказывания по схеме
Повествовательное предложение разберите по членам предложения, сделайте схему.
А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания у своего соседа по парте, сверив с доской.
Составление монологических высказываний.
– Чем же осложнено это простое предложение?
– А какие члены предложения могут быть однородными?
- Расскажите об однородных членах предложения.
4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний, ведущих идей и основных теорий.
А. Работа с текстом в парах. (Текст у каждого в отпечатанном виде).
– Прочитайте внимательно предложения.
– Ответьте на вопросы.
(Проверка практической части задания в виде развернутого ответа на каждый вопрос по мере выполнения)
Б. Диктант с условными обозначениями. (Для закрепления навыков определения на слух предложения по его синтаксической конструкции).
– А сейчас мы с вами напишем диктант с условными обозначениями. Я буду диктовать предложения, а вы распределите их по группам. В первый столбик вы записываете номер простого предложения, а в левый столбик записываете номер сложного предложения.
1.Егоров подал знак, и оба разведчика бесшумно приблизились к нему вплотную. 2.Разведчики окружили окопчик и растянули руками концы своих плащ – палаток. 3.Мальчик вскочил на ноги, подхватил свою торбу и побежал что есть мочи в лес. 4.Ваня не откликнулся, и только гулкое лесное эхо прилетело назад откуда – то сбоку. 5.Передний грузовик немного замедлил ход, и солдат вскочил на подножку. 6.Водитель резким рывком переставил рычаги, и машина с ноющим звуком ползла в гору. 7.Ваня посмотрел в глаза капитану Енакиеву и понял все. 8.Капитан Енакиев притянул к себе мальчика и вдруг быстро прижал его к груди. 9.Ваня и Биденко прошли через город.(По В. Катаеву)
5. Итог урока.
– Какой теоретический материал мы повторили на уроке?
– Какие практические навыки закрепили?
– О каком предложении мы говорили больше?
– Кто догадается, что мы будем повторять на следующем уроке?
6. Домашнее задание. Написать сочинение “Я учитель русского языка”. 50 слов
7. Выставление оценок.
|