- Мы ещё вернёмся к музыке, а сейчас вспомним о
человеке, который создал шедевры мирового искусства. (Выступают
консультанты-искусствоведы, звучит страничка истории музыки).
(Итог рассказа о композиторе - стихотворение)
Безумная
любовь моя - Бетховен! Как от тебя уйти, коль ты во мне?
То я
распят тобою на струне, то ввергнут в ад, то поднят с небом вровень.
Ты -
Прометей, сгорающий в огне, перед богами, как и он, греховен.
Гореть
в борьбе над пламенем жаровен, а факелом, с тобою наравне!
Судьба стучится
в дверь! Но в дали дальней
Уже
манят свирели Пасторальной,
И у
себя в плену ты - сладкий плен!
Нет
больше счастья, чем отдаться людям
И
высекать огонь в груди у буден -
И
ничего не требовать взамен.
Словарные слова:
соната -
название музыкальной пьесы для 1-2 инструментов, состоящая из нескольких
контрастирующих частей, которые соединяются художественным замыслом,
ларго - самый медленный темп, величаво торжественный или скорбного характера, аппассионато
- возбуждающий страсть. (заранее написать на доске).
Дополнение учителя:
мелодика сочна, полнокровна, тон интимный. Главная мысль - настойчивость,
вдохновение, глубина изложения, с момента вступления ощущается начало конца.
Широко развёрнутая прощальность, родственная трагическому мажору. Любовь
присуща каждому человеку. Так свои чувства выражает композитор через музыку.
Некогда Бетховен писал своей бессмертной возлюбленной Джульетте Гвичгарди:
"... мы устроим с тобой жизнь неразлучную! Какую жизнь! Да! Я плачу... всё
же я люблю тебя сильно. Лишь проснусь, мои мысли уже стремятся к тебе, моя
бессмертная возлюбленная, в каком настроении и где бы я ни был, постоянно жду
решения судьбы. Или мы должны быть неразлучны, или я готов умереть".
- Как видите, чувства человеческие так близки.
- Генерал Амосов говорит, что люди разучились
любить. Согласны ли вы с этим мнением?
3. Работа по композиции и сюжету
произведения, над проблемными вопросами.
- История отношений Веры Желткова
(изобразить схематически у доски).
- Желтков пишет в письме:
"Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская
преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться,
если Вы счастливы..."
- Как вы думаете, можно ли смеяться
над такими чувствами?
Мы любовь свою схоронили.
Крест поставили на могиле.
Слава Богу! -
сказали оба.
Только встала любовь из гроба. Укоризненно нам кивая:
"Что ж
вы сделали? Я ж живая!"
-
Можно ли любовь убить? Почему?
-
Отчего слова генерала стали для
Верочки пророческими?
- Правильно
ли поступил Желтков?
Быть
нелюбимым! Боже мой! Какое счастье быть несчастным!
Идти
под дождиком домой с лицом потерянным и красным.
Какая
мука, благодать сидеть с закушенной губою,
Раз
десять на день умирать и говорить самим с собою.
Какая
жизнь - сходить сума! Как тень по комнате шататься.
Какое
счастье ждать письма по месяцам -и не
дождаться.
Кто нам
сказал, что миру ног лежит в слезах, - на всё
согласен.
Он
равнодушен и жесток зато воистину прекрасен.
Что с горем делать мне моим? Спи! С головой в ночи укройся.
Когда б я ни был счастлив им, я б разлюбил тебя. Не бойся!
- Был ли Желтков счастлив? Почему тогда он ушёл из жизни?
- Кто виноват в его смерти?
- Стоит ли уходить из жизни, если тебя постигла безответная любовь?
- Почему Вера чувствует себя виноватой?
- Почему она просит прощения, слушая его любимую музыку?
- Какова роль музыки в рассказе? Почему именно она несёт прощение и облегчение?
Звучит музыка, на фоне которой
читается конец произведения
Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево
мягко сотрясалось. Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел
листьями. Острее запахли звёзды табака... И в это время удивительная музыка,
будто бы подчиняясь её горю, продолжала: "Успокойся, дорогая, успокойся,
успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единственная и последняя
любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы
с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь?
Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слёзы. Успокойся. Мне спать так сладко,
сладко, сладко."
Женни Рейтер вышла из комнаты, уже кончив играть, и увидела княгиню
Веру, сидящую на скамейке в слезах.
- Что с тобой? - спросила
пианистка.
- Вера, с глазами, блестящими от
слёз, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза и говорила:
- Нет,
нет, - он меня простил теперь. Всё хорошо. (Звучит
стихотворение "Крик о любви")
В предсмертный час, в последний час заполнены мгновенья Вами.
Мечтами, грёзами о Вас хочу я рядом быть веками.
Любил лишь Вас - всего лишь миг, но чувства были Вам чужими.
И сердце извергает крик: "Да пусть святится Твое имя "
4. Итог
урока. Что унесёте вы сегодня с урока?
Чему он вас научил, над чем заставил задуматься?
Уроки
жизни:
1. Нужно
уважать чужие чувства;
2.Любите
жизнь - она одна, другой не будет;
3. Не
стоит уходить из жизни, если вас не любят;
4. Время-
лучший доктор;
5.
Если
душа больна - ищи утешение в музыке, поэзии, там найдёшь отдушину.
6. Умей
раскаиваться в проступках; это облагораживает душу;
7. Ищи
свою половину - люди созданы для этого;
8. Любовь
убить нельзя - она вечна.
5. Домашнее задание. В рабочих тетрадях написать сочинение - эссе "Возвышенная любовь
в произведениях Куприна "
|