Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочная часть
Вхождение в контакт.
Контроль настроения:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь! За окном мороз и солнце, день чудесный! А какое у вас настроение? (Карточки-сигналы.)
– Хорошо! Значит, вы готовы к выполнению заданий. Какую учебную задачу на прошлом уроке мы поставили?
(Мы должны научиться находить причастный оборот, обособлять его на письме, употреблять в речи.)
II. Исполнительный этап
1. Синтаксическая пятиминутка.
– Запишите данное предложение. (1 ученик работает у доски.)
– Выполните синтаксический разбор предложения.
– Как вы понимаете это высказывание?
– Как вы объясните постановку запятой в данном предложении?
– Что для этого надо выполнить?
– Для того, чтобы правильно выделять причастный оборот необходимо вспомнить теоретический материал. Просмотрите презентацию, которая была подготовлена учеником вашего класса.
– Что же такое причастный оборот?
3. Работа по тексту (каждому ученику выдается текст)
– Прочитайте и озаглавьте текст. Определите тему, основную мысль текста. (Открытие. Ожидание. Олимпийские игры. Процедура открытия имеет большое значение для спортсменов, т.к. они в ответе за тех, кто за них болеет, на них надеется.)
– К каким стилям относится данный текст? (К книжным.)
Этой минуты каждый раз ждут на всей земле 4 года. И вот наступает …Затихли зрители, заполнившие огромный стадион. В тишине раздается голос, возвещающий об открытии Олимпийских игр. Прогремел пушечный салют. Зазвучали фанфары. И через минуту вспыхнувший в огромной чаше факел озарил весь стадион. Мимо трибун прошли со своими национальными знаменами команды стран , участвующие в Олимпийских играх .Прозвучали над стадионом слова традиционной клятвы, обязывающей всех участников состязаний честно бороться за победу во имя чести Родины, славы спорта. (Л.Кассиль)
– Найдите причастные обороты в тексте и их подчеркните.
Учащиеся находят пропущенную запятую.
– Запишите данное предложение в тетрадь. Подчеркните причастный оборот и объясните постановку знаков препинания.. Составьте схему. (1 ученик доски.)
4. Творческая работа
- Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и запятые. Озаглавьте.
С необычайной силой и убедительностью И.К. Айвазовский умел передать яркость бушующ... и тихую гладь отдыхающ... моря, блеск солнечных лучей сверкающ... на воде и рябь от дождя, прозрачность морской глубицы и белоснежную пену волн, показать мужество человека вступающ... в схватку с морской стихией.
5. Самостоятельная работа остальных учащихся
Остальные учащиеся работают с раздаточным материалом.
– Вставьте пропущенные запятые и допишите окончания причастий.
6. Проверка выполнения работ
II. Рефлексивно-оценочный этап
1. Тестирование (по вариантам)
– Вам предлагаются схемы постановки знаков препинания при причастном обороте.
– Данное задание выполняется по вариантам.
– Первому варианту необходимо найти и указать номера предложений, которые соответствует схеме № 1, второму варианту – № 2. Предложения проектируются на экран с помощью компьютера.
Схема № 1: определяемое слово, причастный оборот,…
Схема № 2: причастный оборот определяемое слово…
Предложения, в которых не указаны знаки препинания:
- Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав.
- Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву.
- Показавшееся из- за гор солнце ослепила нас.
- Дорожка, выбегающая к пруду из густой зелени парка, кончается мостиком.
- Растущий в палисаднике куст сирени зацвел.
- Ливень размыл круто поднимающуюся в гору тропинку.
- Волшебным цветком, выросшим на русской почве , называли современниками оперу М.И. Глинки “Руслан и Людмила” .
- Свисавшие с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце.
- Чьи – то голоса, слышимые в тишине утра, привлекли внимание девушки.
- Верхушки березок, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день.
2. Проверка тестирования.
Ключ: I вариант – 1, 4, 7, 9, 10. II вариант – 2, 3, 5, 6, 8.
– Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок, с одной ошибкой.
IV. Подведение итогов
– Как вы считаете, решили ли вы учебную задачу урока?
– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям..
(Критерии оценки.)
“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы, не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны. (Запишите на полях букву.)
V. Домашнее задание. Тот, кто записал букву А, выписывает 2 – 3четверостишие с причастными оборотами из стихотворения А.С. Пушкина.
– Тот кто записал букву Б, читает п. 25 и выполняет упражнение № 321 (1,2)
– Тот кто записал букву В, читает п. 25 и выполняет упражнение № 315.
Выставление отметок за урок/
|