Четверг, 24.07.2025, 18:14

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои статьи [50]
Информатика [0]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Статьи » Мои статьи

Правописание сложных имен прилагательных

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к изучению нового материала “Исключи лишнее”.

У.: Посмотрите на слова. Необходимо выбрать “лишнее” слово и объяснить ваше мнение.

Д.: Лишнее – жизнерадостный, т.к. это сложное слово и начальная форма, остальные – степени сравнения прилагательных.

У.: Скажите, какие прилагательные называются сложными?

Д.: Сложными называются прилагательные, состоящие из двух корней.

У.: Что за высказывание мы видим?

Д.: Олимпийский девиз.

У.: Какое важное событие в мировом спорте приближается?

Д.: Открытие XXI Зимних Олимпийских игр, 12 февраля 2010 года.

У.: Какова эмблема Олимпийских игр?

Д.: Пять сплетённых между собой колец (Слайд 3)

У.: Сегодня Олимпийская эмблема будет символизировать пять положений новой орфограммы № 40, с которой мы познакомимся.

Наша новая тема будет касаться правописания сложных прилагательных.

III. Объяснение нового материала.

1. Работа со схемой “Олимпийские кольца”.

Посмотрите на схему, лежащую перед вами. В ней отражены основные теоретические понятия, касающиеся новой темы. Нам необходимо заполнить эту схему примерами, отражающими то или иное положение. Итак, начинаем.

Посмотрите на предложение. Прочитает его. (Слайд 4) Впервые спортивные игры прошли в юго-восточном греческом городе Олимпия.

Найдите в этом предложении сложное прилагательное. Юго-восточном.

Как вы думаете, каким образом образовано это прилагательное? От названия стороны света.

Почему его нужно написать через дефис? Потому что слово “юго-восток” пишется через дефис.

Посмотрите на схему. В кольцо какого цвета мы должны вписать данное слово? Синего.Запишите его.

Обратимся к следующему предложению. (Слайд 5) Олимпийская эмблема состоит из пяти разноцветных колец.

Кто уже нашёл сложное прилагательное? Разноцветных.

Кто догадался, как оно образовано? Это слово образовано от словосочетания.

Впишите его в схему? Каким образом напишем это слово? Слитно.

Сделайте вывод, в каком случае сложные прилагательные пишутся слитно? Сложные прилагательные, образованные от словосочетаний, пишутся слитно.

Посмотрим на следующее предложение? (Слайд 6) Ярко-зелёное кольцо на эмблеме символизирует Австралию.

Что обозначает сложное прилагательное в этом предложении? Оттенок цвета.

Найдите данное положение в схеме. Как следует записать слово? Через дефис.

А теперь давайте познакомимся с тем, как появляется один из Олимпийских символов – Олимпийский огонь.

Читаем предложение. (Слайд 7) Олимпийский огонь зажигают пучком солнечных лучей, образованных  выпукло-вогнутым зеркалом.

Скажите, от каких слов образовано данное сложное прилагательное? Выпуклый и вогнутый.

Куда впишем его? В жёлтое кольцо.

Прочитайте в схеме условие дефисного написания этого слова. Если сложное прилагательное можно заменить словами, соединёнными союзом И, такое слово пишется через дефис.

Запишите слово. А теперь посмотрите на зелёное олимпийское кольцо. Какие слова спрятаны в нём? Слова-исключения.

Написание этих слов нужно запомнить.

2. Обобщающая беседа.

Итак, сделаем вывод, каким образом могут быть написаны сложные прилагательные? Слитно и через дефис.

В каком случае прилагательные нужно написать слитно? Если они образованы от словосочетаний.

Когда сложные прилагательные пишутся через дефис? (ответы учащихся)

Написание каких слов необходимо запомнить? Написание слов-исключений.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа с сигнальными карточками

Ещё одним символом Олимпийских игр являются Олимпийские медали. (Слайд 8) Медали какого достоинства вручаются атлетам на Олимпийских играх? Золотые, серебряные и бронзовые.

Готова поспорить с вами, что вы не знали о том, что на Олимпиаде 1900 года не было золотых медалей. Награждали только спортсменов, занявших первое и второе места, т.е. вручали серебряные и бронзовые медали. У вас на партах лежат сигнальные карточки в виде медалей. Посмотрите, серебряная медаль имеет серый оттенок, а бронзовая – красноватый.

Предлагаю вам такое задание: Если слово, которое вы увидите на экране, пишется через дефис, вы поднимаете вверх серебряную медаль, а если слитно – бронзовую.

Итак, внимание на экран. (Слайд 9)

(светло)голубое небо

(широко)плечий атлет

(лимонно)жёлтое кольцо

(сто)метровая дистанция

(спортивно)оздоровительный бег

(восточно)европейская культура

(легко)атлетическое упражнение

(ослепительно)белый флаг

2. Лингвистическая эстафета.

Одним из видов Олимпийской программы является различные эстафеты. У нас тоже сейчас будет эстафета, но не обычная, а лингвистическая.

Приготовьте разноцветные ручки и карандаши.

Итак, каждый ряд – команда. Команда получает эстафетный лист. На нём слова. Если слово следует написать слитно, то стрелку между частями слов закрашиваем красным цветом, а если через дефис – зелёным.

(Слайд 10)

Три, два, один, начали! (ребята закрашивают стрелку в одном слове по цепочке)

Главное в эстафете, конечно, – скорость, а в нашей – ещё и правильность.

Проверим задание. Посмотрите на экран. (Слайд 11)

Итак, победила команда…………

V. Домашнее задание.

Сегодня мы представили новую орфограмму в виде Олимпийских колец. В них отражены все теоретические положения орфограммы, а дома я предлагаю вам рассмотреть алгоритм к этой орфограмме. Если вы внимательно рассмотрите его и научитесь пользоваться им, вы быстрее запомните правило.

VI. Итог урока

Итак, с какой орфограммой познакомились на уроке? Правописание сложных прилагательных.

Какие прилагательные пишутся слитно? Через дефис? (ответы учащихся).

Сегодня на уроке отметки получают ….. Кроме того, особо активные ребята получают сегодня золотые медали за работу на уроке с становятся чемпионами в изучении новой орфограммы.

В 1896 году основателем современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном был определён Олимпийский принцип: “Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба”. Подумайте над этими словами, и пусть они станут полезными для вас. Урок окончен.

Категория: Мои статьи | Добавил: tan4a (01.06.2015)
Просмотров: 771 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]