Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, какова цель урока?
- Первый этап урока – актуализация знаний.
- Два человека у доски выполняют задание по карточкам:
- Остальные учащиеся выполняют задание, опираясь на таблицу
«Стили речи»:
- Прочитайте тексты, сравните их. Чем они различаются?
- Докажите, что данный текст относится к научному стилю речи по плану:
- используется …..
- задача речи ……
- высказывание бывает ……..
- авторская позиция ………...
- черты (обобщенность, суффикс – ость, термины, прилагательные сравнительной степени).
Текст 1
Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150 – 200 и больше.
Он развивает очень мощную крону. Летний дуб – порода довольно теплолюбивая. Растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) способностью. (М.Ткаченко)
Текст 2
На краю дороги стоял дуб… Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л.Толстой)
- Что общего и различного в научном и официально-деловом стиле?
- Второй этап урока – изучение нового материала в 3 ступени:
1 ступень – понятие – это………
2 ступень – понятия бывают …..
3 ступень – научное определение (дефиниция) строится……….
- Задайте друг другу вопросы по теме урока.
- Третий этап урока – закрепление полученных знаний.
- Учитесь говорить на лингвистические темы: расскажите о родовых и видовых понятиях, используя схемы:
разговорная
Речь художественного стиля
книжная делового стиля научного стиля
Тип речи описание повествование рассуждение
- Расшифруйте схему:
Т род. пон. вид. призн.
- Выполните дифференцированное задание (красная карточка – «5»,
зелёная – «4», синяя – «3»).
- Игра «Корректор».
- Рефлексия
- Что новое вы узнали на уроке?
- Объяснение домашнего задания:
лингвистическое сочинение на тему: «Научный стиль речи».
|