Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания. Тестирование.
1. От какого глагола нельзя образовать действительного причастия настоящего времени:
а) строить; б) кормят; в) гонишься; г) выйти.
2. От какого глагола нельзя образовать страдательного причастия настоящего времени:
а) усиливать; б) получить; в) увлекаться; г) решать.
3. Найди слово, в котором пишется буква-е-:
а) завис..мый; б) вид..мый; в) реша..мый; г) движ..мый.
4. Найди слово, в котором пишется буква-я-:
а) приближа..щийся; б) клее..щий; в) клокоч..щий; г) кол..щий.
5. Найди слово, в котором пишется буква-ю-:
а) стро..щийся; б) рокоч..щий; в) брезж..щий; г) стел..щийся.
6. Отметь четвертое “лишнее” слово:
а) смеющийся; б) покрывшийся; в) застывший; г) (у) заросшей.
7. Найди четвертое “лишнее” слово:
а) поднятые; б) заброшенные; в) оклеенный; г) сгораемый.
3. Подготовка к изучению новой темы. Запись предложения для синтаксического разбора.
Сегодня утром увидел, что под ветлой мелкие ветки разбросаны только с одной стороны.
(Ф.Нестеров)
- Составьте схему предложения.
- Дайте характеристику предложению.
- Назовите главное и придаточное предложения.
- Выпишите из предложения слова мелкие разбросаны. Какие это части речи?
- Определите разряд и грамматическое значение прилагательного. Запишите его в краткой форме.
- От какого слова образовано причастие?
- Вспомните правило написания н/нн в кратких прилагательных?
- Перестройте полные прилагательные в краткие: красный, туманный, опасный, великолепный, длинный, ясный.
4. Физкультминутка
5. Объяснение нового материала.
Запись на доске:
1.На письменном столе лежали фразы, вырезанные аккуратно из разных газет.
2.Статья была аккуратно вырезана.
- Каким членом предложения является полное причастие? краткое?
- Как изменяются краткие причастия?
Запись на доске и в тетради.
ПОЛНЫЕ причастия относятся к существительному, являются определением. Изменяются по родам, числам, падежам.
|
КРАТКИЕ причастия являются сказуемыми. Изменяются по числам, а в единственном числе по родам.
|
- Сколько -н- пишется в полных и кратких причастиях?
6. Первичное закрепление знаний.
а) Чтение материала & ____ (стр._____);
б) Упражнение ____.
7. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.
Упражнение ______. Два ученика в это время работают по карточкам.
Карточка № 1.
Вставьте одну или две буквы -н-.
Листья освеще..ы; письмо было опуще..о; озабоче..ый взгляд; ферма построе..а; враг отброше..; прочита..ая книга; петли смаза..ы; густо заставле..ая; выписа..ые газеты; номер телефона выписа..; поляна, выжже..ая солнцем; закова.. в кандалы; построе..ая церковь; расписание измене..о; библиотека подобра..а.
Составьте с любым словосочетанием предложения так, чтобы причастие в одном было кратким, а в другом – полным. Подчеркните причастие как член предложения.
Карточка № 2.
Спишите, перестроив полные причастия в краткие, а краткие – в полные.
Организова..ая экскурсия; полноце..ый человек; развеша..ы картины; лица озабоче..ы; полома..ые деревья; воспита..ый бабушкой; организова..ая работа; уроки законче..ы; молчание наруше..о; послание, адресова..ое товарищу; выраще..ый урожай.
8. Подведение итогов урока.
- Как образуются краткие причастия?
- Как они изменяются?
- Какими членами предложения бывают?
- Что общего у кратких прилагательных и кратких причастий? В чем отличие?
Объявление оценок за урок.
9. Задание на дом. Выучить правило; упражнение ____.
|