Ход урока
- Вводная часть.
- Повторение. Глагол как часть речи. Диктант «Проверь себя»
Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы. Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. (43 слова) (На основе книги Д. Зуева «Времена года»)
Орфографическая работа с текстом: выделить морфемы, в которых есть орфограммы, изученные в 6 классе.
3. Повторение общих знаний о глаголе. Задание 2: Выписать в столбик из текста все глаголы: посеребрила, примостились, змеится, хмурятся, окутывает, видишь, отыскать
Как мы узнаём глаголы? (Они отвечают на вопросы: что делать? что сделать? и обозначают действие предмета)
Задание 3: К каждому глаголу задать вопрос. О чём нам рассказывает вопрос, заданный к глаголу? (виде глагола)
4. Работа с учебником. Чтобы вспомнить постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола, обратимся к таблице в учебнике на стр.___.
- что такое инфинитив, какой синоним есть у этого термина;
- какие морфологические признаки называются постоянными;
- на что указывает вид глагола;
- что такое возвратность глагола;
- на что указывает переходность глагола;
- что такое спряжение глагола;
- какие морфологические признаки называются непостоянными;
- что такое наклонение глагола, и в каком наклонении может стоять глагол;
- в каком наклонении глаголы изменяются по временам.
2) Работа с выписанными глаголами (Учитель заранее готовит таблицу, которую учащиеся заполняют самостоятельно). Работа выполняется по вариантам.
1 в Глагол
|
посеребрила
|
примостились
|
змеится
|
2 в Глагол
|
хмурятся
|
окутывает
|
видишь
|
Инфинитив
|
|
|
|
Постоянные признаки
|
Вид
|
|
|
|
Переходность
|
|
|
|
Возвратность
|
|
|
|
Спряжение
|
|
|
|
Непостоянные признаки
|
Наклонение
|
|
|
|
Время
|
|
|
|
Число
|
|
|
|
Лицо
|
|
|
|
Род
|
|
|
|
5. Роль глагола в тексте. Вновь обратимся к записанному тексту. Выполним его анализ:
- тип речи;- стиль речи;- тема текста;- основная мысль текста
Вопросы: Можно ли сказать, что в данном тексте глаголы выступают в качестве художественно-изобразительного средства, если да, то какого? Докажите свою точку зрения.
- Что такое олицетворение? В текстах какого стиля мы встречаемся с этим приёмом переноса значения слова?
- Работа по развитию речи. Упр. .
- Подведение итогов урока. 8. Задание на дом: § Упр. 484.
|