Среда, 23.07.2025, 23:29

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои статьи [50]
Информатика [0]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Статьи » Мои статьи

Деепричастный оборот

Ход урока

I. Организационный момент. (Рис. № 1. Приложение)

Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает.
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.
Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.   П.Чесноков.

II. Фронтальный опрос. (Рис. № 2. Приложение)

– Что обозначает деепричастие?

– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия?

– Каким членом предложения является деепричастие?

– Изучив причастие, мы познакомились с причастным оборотом. О каком обороте сегодня пойдет речь? (Рис. № 3, рис. № 4. Приложение)

III. Работа с текстом. (Рис. № 5. Приложение). Изучение нового материала.

Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?

Задания. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

1.Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст.

2.Найти деепричастия.

– Назовите слова, которые относятся к деепричастиям, зависят от них.

– Деепричастия, как и причастия, могут иметь при себе зависимые слова.

Что представляет собой причастие с зависимыми словами?

– А деепричастие с зависимыми словами?

– От каких слов мы поставим вопрос к деепричастиям с зависимыми словами?

– Поставьте от определяемого слова к деепричастному обороту вопрос и определите, каким единым членом предложения он является?

– Определите место деепричастного оборота в предложениях.

– Когда обособляется причастный оборот?

– В отличие от причастного оборота деепричастный оборот в любой позиции выделяется запятой. (Рис. № 6. Приложение).

Итак, деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.

– Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи? (Рис. № 7. Приложение)

Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.

IV. Закрепление изученного материала. (Рис. № 8. Приложение)

Слово “мама” пусть всегда пребудет     И пробьется сквозь любой затор
Даже в сердце каменном пробудит        Заглушенный совести укор. Р.Гамзатов

1.Объяснить значение непонятных слов (по толковому словарю).

2.Синтаксический разбор предложения. (Найдите основу предложения, охарактеризуйте, постройте схему).

3.Глагол “ пробьется” замените деепричастием;

– выпишите деепричастие с зависимыми словами;

– найдите слово с относящимся к нему деепричастным оборотом;

– расставьте необходимые знаки препинания;

– охарактеризуйте получившееся предложение.

Вывод о деепричастии и деепричастном обороте.

V. Минута отдыха. (Рис. № 9. Приложение). Прослушивание старинной горской легенды.

“Было у матери трое сыновей. Двое – дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был совсем плохим человеком, мать любила и жалела его. И случилось так: после долгого отсутствия негодный сын заявился домой… И безобразничал, и обижал мать. В своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить его, пытались напомнить, сколько обид мать ему простила. Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьет мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим делам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно – убить родную мать? И не ушли, тогда он вбежал в дом и действительно убил мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?”

Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду?

VI. Самостоятельная работа. Тест.

1. Деепричастие отвечает на вопросы:

А) Что делал? Что сделал?     Б) Что делая? Что сделав?      В) Каков предмет?

2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.

А) Глагола и прилагательного.      Б) Наречия и прилагательного.      В) Глагола и наречия.

3. Деепричастие –

А) изменяемая часть речи.              Б) неизменяемая часть речи.

4. Продолжите предложение:

Деепричастие с зависимыми словами называется ___________________________________

5. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.

А) 1, 2, 3      Б) 1, 2       В) 1, 3

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.
Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив. (Рис. № 10. Приложение)

Ключ: 1. Б), 2. В), 3. Б), 4. Деепричастный оборот, 5. В), 6. Б)

“5”         0

“4”       1-2

“3”        3-4

“2”    более 4

VII. Итог урока.

Домашнее задание.(Выполнить задание , данное на листочках.)

VIII. Заключительная часть. Сегодня звучали слова о самом дорогом и близком каждому из нас человеке – о матери. Мама ведет нас по жизни. Как цветок тянется к солнцу, так человек тянется к матери. Она мечтает о том, чтобы вы выросли хорошими людьми. Я думаю, что этот урок заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям. Думайте больше о ваших мамах, берегите их, любите.  (Рис. № 11, рис. № 12. Приложение).

Спасибо вам, мамы, спасибо большое – За все, что вы сделали в жизни для нас!

Спасибо за вашу заботу и ласку, За добрую жизнь, что семье отдана,

За первую песню, за первую сказку, За годы тревоги, за ночи без сна.

Мы поздно у вас замечаем порою Снежок на висках, паутинку у глаз…

Спасибо вам, мамы, Спасибо большое – За все, Что вы сделали в жизни для нас!  И.Финк

Категория: Мои статьи | Добавил: tan4a (10.06.2015)
Просмотров: 727 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]