Суббота, 26.07.2025, 06:06

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои статьи [50]
Информатика [0]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Статьи » Мои статьи

Что такое причастие?

Ход урока

I. Организационный момент. Психологическая установка.

II. Актуализация прежних знаний учащихся о глаголе и прилагательном. ( ученики называют признаки прилагательного и глагола).

Прилагательное

Глагол

обозначают признак

действие

род

вид

число

время

падеж

возвратность

могут иметь определяемое слово

зависимое слово

III. Объяснение нового материала.

- Сегодня мы с вами будем говорить об особой форме глагола, которая называется причастием. Что говорят о причастии наши великие учёные В.И.Даль, М.В.Ломоносов.

«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного» В.И.Даль.

«Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов.

- Ребята, следите за ходом урока ответите на вопрос, какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие.

- Вот у меня в руке шар. Назовите признаки шара по форме, величине, цвету (круглый, маленький, светлый).

-Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные)

- Что мы можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные? (постоянные).

- Произведём некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает шар? (летящий, падающий, опускающийся, лопнувший)

Постоянные эти признаки или нет?

- Нет, летящий шар-шар, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который»+глагол, от которого образовано причастие.

Подобной замены с прилагательным делать нельзя. Проводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь).

-Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным)

- Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются?

-Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.

IV. Работа с таблицами, примерами.

На доске примеры из стихотворений.

1. Мы тронулись. Как тихо! И плывёт
Луна в мерцающей лазури. ( «Буря» М.Джалиль)

2. Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмёт в железный плен оков
Но не быть окован на руках
Саблей поражающих врагов. («О героизме» перевод А. Шпирта )

Задание классу: найти и определить из строк стихотворений род, число, падеж, время, и вид причастий.

(Ученики находят причастия: мерцающей- ж.р., ед.ч., П.п., наст. вр., несов.в. поражающих- мн.ч., наст. вр., несов. в. )

Физкультминутка.

(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое движение)

Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея.

-На доске таблица со словосочетаниями.

Зимующие птицы

Бушующее море

Зимняя дорога

Зеркальная поверхность

Раскрытая книга

Свежие семена

(Ученики должны найти словосочетания причастие + существительное; прилагательное + существительное)

V. Закрепление.

1. Письменная работа по вариантам. Выписать: I вариант- предложения с причастиями;

II вариант- предложения с прилагательными, определить род, число, падеж.

  1. Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.
  2. На скамейке сидел дремлющий старик.
  3. Колба быстро наполнилась летучим газом.
  4. Летящая стая птиц повернула к лесу.
  5. Горячее молоко надо пить небольшими глотками.
  6. От горящего полена шло тепло.
  7. Поляна была покрыта жёлтыми листьями берёз.
  8. Над водой поднялась пара встревоженных уток.
  9. Участники поездки слушали лекции на интересующие их темы.
  10. У этой птицы оригинальный по окраске воротник.

2. Буквенно-цифровой диктант. Учитель читает словосочетания, ученики записывают буквами под цифрами, где 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10-номера примеров;

о-особая форма глагола;
п-прилагательное;
г-глагол

1).Гудящий шум;

6) колосистая рожь;

2) талантливый ученик;

7) убирается в комнате;

3) моет пол;

8) скачущий всадник;

4) седые волосы;

9) белый снег;

5) чернеющая смородина;

10) дремлющий старик.

1

2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

 10

 

о

 п

 г

 п

 о

 п

 г

 о

 п

 о

 

                       

Проверка работ:

2ошибки-«4», 4ош.- «3», более-«2».

Ученики сами себе ставят оценки.

VI. Подведение итогов. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. -Итак, какую «силу имени» прилагательного имеет причастие?

Домашнее задание: I вариант-вспомнить и записать пословицы и поговорки с причастиями, II вариант- название книг, фильмов, где употреблены причастия.

Категория: Мои статьи | Добавил: tan4a (01.06.2015)
Просмотров: 554 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]