Среда, 23.07.2025, 03:56

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои статьи [50]
Информатика [0]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Статьи » Мои статьи

Что такое деепричастие
  1.  
  2. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Замените выражение “одеяние, которое никогда не ветшает” словосочетанием, соответствующим модели (прич. + сущ.).
  4. Выполните разбор данного словосочетания.

2. Вспомним изученное по теме “Причастие как часть речи”

  1. Какая часть речи называется причастием?
  2. Назовите морфологические и синтаксические признаки причастия.
  3. Что называется причастным оборотом?

III. Объяснение нового материала. 1. Сравните два предложения:

Уж вполз высоко в горы, там лёг в сыром ущелье, свернулся в узел и стал глядеть в море.

Уж вполз высоко в горы, там лёг в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. М. Горький

  • Назовите глаголы, встречающиеся в первом предложении. (Вполз, лёг, свернулся, стал глядеть)
  • Что обозначают эти слова? (Действия, признаки, одинаковые по важности)
  • Назовём глаголы второго предложения. (Вполз, лёг)
  • Можно ли отнести к глаголам слова свернувшись и глядя? Почему?
  • На какие вопросы отвечают эти слова?
  • От слов какой части речи они образованы?
  • Что они обозначают?
  • Как изменяются глаголы?
  • Попробуйте изменить слова свернувшись и глядя. (Они не изменяются)
  • Какая часть речи не изменяется? (Наречие)
  • Какой вывод следует сделать?

Перед нами слова, которые совмещают в себе признаки двух частей речи – глагола и наречия. Такие слова называются деепричастиями.

Тема сегодняшнего урока Деепричастие как часть речи (записывается тема урока).

Сегодня мы познакомимся с деепричастием как частью речи, научимся видеть различия между деепричастиями и глаголами, находить деепричастия в тексте.

3. Работа с термином

- Деепричастие. Из каких двух частей состоит данное слово?

- Обратимся к этимологическому словарю.

Деепричастие произошло от двух слов дее (от деяти в значении делать) + причастие  (причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века.

- Работа с опорной таблицей. Cхема

4. Подведём итог

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросычто делая? что сделав? как? каким образом?

Морфологические признаки – объединение в одном слове свойств глагола и наречия.

Синтаксическая роль – в предложении зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.

От глаголов уважать, расположиться, сыграть, стучать образовать деепричастия, выделить суффиксы.

5. Работа с текстом

Старый повар

Почти двести лет назад на окраине Вены в маленьком доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Всё убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, посуда, покрытая трещинами и клавесин – единственное богатство его дочери Марии.

Когда Мария, умыв умирающего, надела на него чистую рубаху, он сказал: “Я никогда не любил священников, но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедовать умирающего. Тебе никто не откажет”.

Мария, накинув платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец, она вернулась. Вместе с ней в комнату вошёл очень молодой, маленький, худой человек. Он сел, подвинув к кровати табурет, и сказал: “Говорите! Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души”.

И старик рассказал о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела, врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини золотое блюдо и, разбив его, продал. “Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил её не трогать ни пылинки с чужого стола. Если бы я знал, что золото не поможет Марте, разве я мог украсть!” “То, что вы совершили, не грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю”.

Тогда старик, неожиданно улыбнувшись, сказал: “Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот сад весной. Но я понимаю, что это невозможно…”

Подойдя к клавесину, незнакомец сел на табурет. “Слушайте и смотрите, - сказал он”.

Звучит музыка (Моцарт “Фантазия”), на экране появляется визуальный ряд.

Незнакомец перестал играть, как будто заколдованный собственной музыкой.

Старик, сильно задыхаясь, сказал: “Я видел всё так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав ваше имя. Имя!”

Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

По К. Г. Паустовскому

Клавесин *- старинный струнный щипковый клавишный музыкальный инструмент.

Поразмышляем над прочитанным

  1. Почему старику важно исповедоваться первому встречному?
  2. Имеет ли место в данном случае разговор о милосердии? Кто проявляет милосердие по отношению к ближнему?
  3. Донн Джон сказал: “Быть милосердным значит делать всё, что в наших силах”. Как связаны эти слова с рассказом Паустовского?

Словарная работа

Учащиеся записывают слова милосердие, человеколюбие, благородство, знакомятся с их лексическим значением, составляют словосочетание, соответствующее модели (дееприч. + сущ.).

Работа с текстом

  1. Докажите, что перед нами текст.
  2. Какого он стиля?
  3. К какому типу речи относится данный текст? Аргументируйте свой ответ.
  4. Какова основная мысль?
  5. Выпишите из текста деепричастия, выделите суффиксы.
  6. Учащимся предлагается записать следующее предложение: Подойдя к клавесину, незнакомец сел на табурет.
  7. Как вы думаете, как называется конструкция (подойдя к клавесину)? Аргументируйте свой ответ.
  8. Выпишите из текста другие предложения с деепричастными оборотами.

Рефлексия

Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал(а)… Мне особенно понравилось… Я могу похвалить себя за …

Домашнее задание: § 143 (теория), записать 7 пословиц, в которых используются деепричастия.

Категория: Мои статьи | Добавил: tan4a (10.06.2015)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]