Ход урока:
Организационный момент:
Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Сегодня у нас необычный урок, поэтому я предлагаю начать его с разминки.
Разминка: Ответьте на вопросы:
1. Сколько дней в неделе? 7
- А если не считать воскресенье? 6
- Сколько гномов у Белоснежки? 7
- Сколько букв в слове «гладишь»? 7
- Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? 7
- Какой частью речи являются слова «читающий», «знающий»? причастие.
Цифровой диктант: Давайте посмотрим, что вы знаете о причастии. Для этого проведём цифровой диктант.
Если вы согласны с моим утверждением, поставьте цифру 1, если нет – 0.
Я утверждаю, что…
- Причастие может быть действительным и страдательным. 1
- СПНВ образуются от глаголов 1 спряжения с помощью –им-, а от глаголов 2 спряжения с помощью – ом-, -ем-. 0
- Причастия могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени. 0
- Причастия в предложении в полной форме являются определением, а в краткой форме – сказуемым. 1
- Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. 0
- Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам совершает действие называются действительными. 1
- НЕ с причастиями пишется слитно только тогда, когда причастие без не не употребляется.0
- В кратких причастиях пишется столько –н-, сколько и в полной форме. 0
10.010.100 (взаимопроверка)
Сообщение темы урока: Какой части речи посвящён наш урок? Почему вы так решили?
Прочитайте тему урока «Правописание – нн- и –н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» Каковы цели урока?
Сообщение новых знаний:
Прочитайте словосочетания. Распределите их в две колонки.
- По какому принципу вы их разделите?
- Какие словосочетания вы записали в первую колонку? Слайд 5 (открываю по мере называния словосочетания учеником)
- Какие словосочетания – во вторую?
-НН-
|
-Н-
|
Выпеченный хлеб
Замороженная вишня
Печённый в золе картофель
Мороженная вчера вишня
Прессованные груши
Маринованные грибы
Брошенный хлеб.
|
Печёный картофель
Мороженая вишня.
|
Поставьте себе за работу оценку.
- Понаблюдайте за словами «печёный, мороженый». Почему одно и то же слово пишется и с –н-, и с –нн-? От чего это зависит?
- Понаблюдайте за словами «прессованные, маринованные». Есть приставка? А зависимое слово? Что одинаковое в этих словах? Почему же в них пишется –нн-?
- Какое слово мы не рассмотрели?
Подумаем, почему в слове «брошенный» пишется –нн-?
- От глагола какого вида образовано причастие «брошенный»? Почему в этом слове пишется –нн-?
- Какой частью речи являются слова «выпеченный, замороженная, печённый, мороженная, прессованные, маринованные, брошенный»?
- Почему в словах «печёный и мороженая» из второй колонки пишется –н-?
- Какой частью речи являются эти слова?
Сделаем вывод. При каких условиях в причастии пишется –нн-? Слайд 6 (открывается по мере называния условий учащимися)
Формирование умений и навыков:
- Перед вами лежат листочки со словами, соедините части словосочетаний, объясните графически орфограмму.
Проверяем, объясняя орфограмму «правописание –нн- и –н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
Слайд 7 (открывается по мере называния словосочетания)
Поставьте себе оценку за работу.
- Слайд 8. Вставьте –н- или –нн- .
Купленные книги, плетёная мебель, организованная поездка, кованый сундук, сплетённые ленты, выбеленная известью комната, зажаренная дичь, утоптанная песчаная тропинка.
Проверка. Слайд 9 (открываются буквы –н- или –нн-)
Поставьте себе оценку.
- Слайд 9. Перед вами отглагольные прилагательные, в которых написана –н-. Образуйте причастия. Как можно образовать причастие? Что измениться?
( золочёный – позолоченный, сушёный – сушённые на зиму грибы,)
Итог урока:
- Чем отличаются причастия от отглагольных прилагательных?
- Когда в причастиях пишется –нн-?
Слайд 10. Найдите ошибки, докажите.
Посмотрите, какие оценки вы получили в течение урока и поставьте себе одну оценку за весь урок.
Домашнее задание
|