Ход урока
I. Вызов. Этот этап урока выполняет мотивационную функцию (стимулирование интереса к теме) и информационную (вызов “на поверхность” имеющихся знаний по теме).
Задание “Найди пару”.
Даны слова: стари…ый глин…ый ржа…ой
Из предложенных ниже слов учащиеся должны выбрать пару к словам, записанным в столбик, обосновать свой ответ, делая необходимые условные обозначения.
Полотня…ый, были…ый, вкопа…ый, кожа…ый.
Выполненная работа выглядит так:
Старинный – былинный. Глиняный – полотняный. Ржаной - кожаный.
Ученики объясняют вслух написание слов, обосновывают свой выбор.
- Какое слово оказалось лишним? (Вкопанный)
- Назовите фразеологизм с этим словом. (Стоит как вкопанный)
Приложение 1
- Интересна история его происхождения. Вам она известна?
История происхождения фразеологизма.
В романе А.Толстого «Пётр Первый» английский купец рассказывает молодому царевичу о поразившем его жестоком наказании, очевидцем которого ему довелось стать.
« - По пути к нашему любезному хозяину я проезжал по какой-то площади, где виселица, там небольшое место расчищено от снега, и стоит один солдат.
И вдруг я вижу – из земли торчит женская голова и моргает глазами. Я очень испугался и спросил моего спутника: «Почему голова моргает?» Он сказал:«Она ещё живая. Это русская казнь. За убийство мужа такую женщину зарывают в землю и через несколько дней, когда умрёт, вешают вверх ногами».
Такой обычай существовал на самом деле. В «Уложении» и «Указе» царя Алексея Михайловича 1663 года так и сказано: «Жёнок за убийство мужей окапывать землёю». Убийцу мужа днём и ночью стерегли стрельцы, чтобы какой-нибудь прохожий из сострадания не дал ей воды или хлеба.
«Профессиональный» термин вкапывать в землю и стал основой выражения стоит как вкопанный. (Из книги В.Мокиенко «В глубь поговорки».)
II. Постановка проблемы.
- Итак, у нас осталось лишним слово вкопанный. Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит сегодня выяснить? Каковы ваши предположения: почему в этом слове пишется две буквы н?
III. Осмысление нового материала.
- Давайте проверим ваши предположения. Откройте параграф 21, прочитайте статью учебника, маркируя текст значками по мере его чтения (используем приём “Инсерт”):
“V” - уже знал; “+” - новое; “?” - не понял, есть вопросы.
Затем идёт диалог, обсуждение прочитанного.
- Обратимся к слайду № 8 , сформулируем ещё один случай правописания нн в причастии.
- Оформим новый материал графически (используем приём “Кластер”), чтобы привести наши мысли в порядок. Работаем в малых группах, затем обсуждаем выполненную работу.
1. Первичное закрепление. Рассуждаем вместе:
- Вовремя посеянное - вовремя и всходит.
- Рождённый ползать – летать не может.
- Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещённую сторону, которую он никому не показывает.
2. Самостоятельная работа с последующей проверкой в классе.
Выполняем упр. 114. Выписать надо только причастия и отглагольные прилагательные.
3. Выполнение тестовых заданий по вариантам.
I вариант. В каком примере на месте пропуска пишется Н?
1.Прочита…ые книги.
2.Маринова…ые грибы.
3.Решё…ый вопрос.
4.Неноше…ый костюм.
2.В каком слове пишется НН?
1.Ржа…ое поле.
2.Нарисова…ый дом.
3.Вкусный соле…ый огурец.
4.Девочка румя…ая.
3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.
1) 1, 3 2) 3, 4 3) 2, 4 4) 2, 3
II вариант. В каком примере на месте пропуска пишется Н?
1.Скоше…ый клевер
2.Стекля…ая ваза
3.Плетё…ая корзина
4.Асфальтирова…ая дорога
2.В каком слове пишется НН?
1.неезже…ая дорога
2.испуга…ый стуком
3.пута…ые ответы
4.серебря…ое кольцо
3.3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн?Тушё(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.
4.1) 2; 2) 1,2; 3) 2, 3; 4) 1, 2, 3
IV. Рефлексия. Учащиеся анализируют, чему они научились на уроке. Всем раздаются листы с утверждениями. Напротив каждого пункта ученик должен поставить + (плюс) или - (минус) в зависимости от того, как он усвоил материал урока.
1.Умею определять вид причастия.
2.Нахожу пояснительные слова.
3.Выделяю в причастии приставку.
4.Вижу в слове суффикс -ова-(-ёва).
5.Отличаю отглагольные прилагательные.
V. Домашнее задание. Выучить правило (параграф 21).
1.Письменное задание по выбору (одно из трёх): а) упр.117; б) найти и записать в тетрадь 5-6 пословиц, в которых употребляются причастия и отглагольные прилагательные н и нн; в) придумать и выполнить своё задание по теме урока.
|