Ход урока
1. Вступительное слово об А. С. Пушкине.
Удивительный Александр Сергеевич... Величайший поэт всех времен и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества.
Этот урок я хочу начать стихотворением собственного сочинения «Мой Пушкин»
2. Работа с учебником. С 73-74. Статья о Пушкине
3. Историческая справка о князе Олеге. Значение истории в творчестве А.С. Пушкина. История создания “ Песни о вещем Олеге”.
Что вы знаете о жизни Древней Руси? Кто такой вещий Олег?
Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая "Львовскую летопись", Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.
Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: "Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического".
В основу произведения положен текст древнерусских летописей.
5. Прослушивание баллады. В учебнике с. 77
· Какое чувство осталось после прослушивания баллады?
· Какой эпизод произвел наибольшее впечатление?
6. Словарная работа.
· Хазары – племя, обитавшее на юге Росси в x веке
· Царьград – ныне Стамбул
· Кудесник, волхв – волшебник, чародей
· Перун – Бог грома и молнии
· Жребий – судьба, участь (устар.)
· Курган – могильный холм устар.)
· Тризна – обрядовые действия и пиршество в память умершего
· Вещий – предвидящий будущее.
7. Анализ баллады. Беседа с учащимися.
Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе. С другой стороны, “Песнь…” – это баллада, она, как и всякий жанр, имеет свои характерные черты.
Это обращение к историческому прошлому, таинственный, иногда фантастический ход событий, напряженный сюжет.
Какие ключевые эпизоды можно выделить в балладе?
1) Встреча Олега с кудесником. 2) Прощание с конем. 3) Смерть Олега.
Проведём анализ этих эпизодов.
1) Образ князя Олега вступает в “Песню…” торжественно, величаво. Как здесь назван Олег?
Как назван кудесник?
Как раскрываются отношения Олега и кудесника в их диалоге? Охарактеризуйте их.
– На чьей стороне автор, кому ближе по духу? Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт.
– Какую правду открыл кудесник князю? Как отнесся Олег к предсказанию?
2) Прощание с конем – один из самых драматичных эпизодов. Почему Олег так любил коня?
Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем, почему же он вспоминает о коне во время пира, в минуту мира и радости?
3) О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже “кудри их белы, как утренний снег”. Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: “Могучий Олег головою поник…”.
Случайна ли смерть Олега? Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его "лживым, безумным стариком"? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?
8. Чтение отрывка из летописи “Повесть временных лет”. – Каким же изображается князь Олег в летописях?
9. Сопоставительный анализ баллады и летописи.
– "Песнь..." написана в жанре баллады. Вспомните, какой жанр называется балладой? Какой жанр называется летописью?
Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
Летопись – погодовой, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись.
– В чем сходство и различие баллады и летописи? Сравни летописный текст с балладой Пушкина
11. Литературный диктант.
1. Источником для «Песни...» послужили: древнерусские летописи;
2. «Песнь...» является: ;
3. Определите жанр «Песни...»: .
4. С какой целью Пушкин использует в «Песни...» архаизмы?
5. Олег был князем города:
6. Олег подъехал к волхву, чтобы узнать:
7. У древних славян Перун –
8. Что предсказал старец князю Олегу?
9. Какой момент «Песни...» можно назвать кульминацией?
10 Литературоведы считают, что А.С. Пушкин в фразе: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен...
12. Выводы по теме урока.
Кому из героев “Песни о вещем Олеге” вы бы поставили памятник? Как бы он выглядел?
Какова основная мысль произведения?
Просмотр фильма о жизни гибели Пушкина
13. Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из баллады.
|