Вторник, 22.07.2025, 01:05

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои файлы [51]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Файлы » Мои файлы

Живут слова, пока душа жива
18.01.2012, 22:45
Просмотр фильма о Цветаевой «Грешница»
1 страница. Детство и юность
Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Бабушка М.И.Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична Бернацкая.
Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом. Несмотря на духовно близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Юная Марина жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов.
После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в  частной женской гимназии М.Т.Брюхоненко; продолжила его в пансионах  Лозанны  (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о  старофранцузской литературе.
А.Фрейндлих «Вот опять окно»
Страница 2. Начало творческой деятельности
В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А.А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой). Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь».
Стихотворение «Жертвам школьных сумерок»
Милые, ранние веточки, Гордость и счастье земли,
Деточки, грустные деточки, О, почему вы ушли?
Думы смущает заветные Ваш неуслышанный стон.
Сколько-то листья газетные Кроют безвестных имен!...
Губы, теперь онемелые, Тихо шепнули: «Не то»...
Смерти довериться, смелые, Что вас заставило, что?
Ужас ли дум неожиданных, Душу зажегший вопрос,
Подвигов жажда ль невиданных, Или предчувствие гроз, —
Спите в покое чарующем! Смерть хороша — на заре!
Вспомним о вас на пирующем, Бурно-могучем костре.
— Правы ли на смерть идущие? Вечно ли будет темно?
Это узнают грядущие, Нам это знать — не дано.
Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».
На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).
Стихотворение М.Волошина «Марине Цветаевой»
К Вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать

От страниц «Вечернего альбома»!
(Почему «альбом», а не «тетрадь»?)

Почему скрывает чепчик чёрный
Чистый лоб, а на глазах очки?

Я заметил только взгляд покорный
И младенческий овал щеки,

Детский рот и простоту движений,
Связанность спокойно-скромных поз…

В Вашей книге столько достижений…
Кто же Вы? Простите мой вопрос.

Я лежу сегодня — невралгия,
Боль, как тихая виолончель…

Ваших слов касания благие
И в стихах крылатый взмах качель

Убаюкивают боль… Скитальцы,
Мы живём для трепета тоски…

(Чьи прохладно-ласковые пальцы
В темноте мне трогают виски?)

Ваша книга странно взволновала —
В ней сокрытое обнажено,

В ней страна, где всех путей начало,
Но куда возврата не дано.

Помню всё: рассвет, сиявший строго,
Жажду сразу всех земных дорог,

Всех путей… И было всё… так много!
Как давно я перешёл порог!

Кто Вам дал такую ясность красок?
Кто Вам дал такую точность слов?

Смелость всё сказать: от детских ласок
До весенних новолунных снов?

Ваша книга — это весть «оттуда»,
Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать: «Чудо — есть!»

В мае 1911 года Сергей Эфрон приехал в Коктебель, к своему дяде – Максимилиану Волошину. У Макса останавливается и Марина Цветаева. У нее была довольно бурная молодость, разбитое от неразделенной любви сердце, и она уже не надеялась на то, что в мире есть молодой человек, способный вернуть ее к жизни. Она так и признавалась Максу Волошину: «Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень».
Сергей Эфрон, высокий, худой, с огромными «цвета моря» глазами, подарил Марине в первый же день знакомства генуэзскую сердоликовую бусину, которую Цветаева носила потом с собой всю жизнь…
В январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
Стихотворение «Але»
В шитой серебром рубашечке, —
Грудь как звездами унизана! —

Голова — цветочной чашечкой
Из серебряного выреза.

Очи — два пустынных озера,
Два Господних откровения —

На лице, туманно-розовом
От Войны и Вдохновения.

Ангел — ничего — всё! — знающий,
Плоть — былинкою довольная,

Ты отца напоминаешь мне — 
Тоже Ангела и Воина.

Может — всё мое достоинство — 
За руку с тобою странствовать.

— Помолись о нашем Воинстве
Завтра утром, на Казанскую!

В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».
Стихотворение «Серёже»
Ты не мог смирить тоску свою,
Победив наш смех, что ранит, жаля.

Догорев, как свечи у рояля,
Всех светлей проснулся ты в раю.

И сказал Христос, отец любви:
«По тебе внизу тоскует мама,

В ней душа грустней пустого храма,
Грустен мир. К себе ее зови».

С той поры, когда желтеет лес,
Вверх она, сквозь листьев позолоту,

Все глядит, как будто ищет что-то
В синеве темнеющих небес.

И когда осенние цветы
Льнут к земле, как детский взгляд без смеха,

С ярких губ срывается, как эхо,
Тихий стон: «Мой мальчик, это ты!»

О, зови, зови сильней ее!
О земле, где всe — одна тревога

И о том, как дивно быть у Бога,
Все скажи, — ведь дети знают все!

Понял ты, что жизнь иль смех иль бред,
Ты ушел, сомнений не тревожа...

Ты ушел... Ты мудрый был, Сережа!
В мире грусть. У Бога грусти нет!

Летом 1916 Цветаева приехала в город Александров, где жила ее сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а ее пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».
Стихотворение «К Ахматовой»
Соревнования короста
В нас не осилила родства.

И поделили мы так просто:
Твой - Петербург, моя - Москва.

Блаженно так и бескорыстно
Мой гений твоему внимал.

На каждый вздох твой рукописный
Дыхания вздымался вал.

Но вал моей гордыни польской -
Как пал он! -- С златозарных гор

Мои стихи - как добровольцы
К тебе стекались под шатер...

Дойдет ли в пустоте эфира
Моя лирическая лесть?

И безутешна я, Что женской лиры
Одной, одной мне тягу несть.

Просмотр видеоролика «Идёшь, не меня похожий»
Страница 3. Отношения с Софией Парнок

В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга».
Летят, пылая, облака,
Разрушился небесный город.

Упряма поступь и легка,
Раскинут ветром вольный ворот.

Кто мне промолвил «добрый путь»,
Перекрестил — кто на дорогу?

Пусть не устанут ветры дуть,
От своего стремить порога.

Былое — груз мой роковой —
Бросаю черту на потребу.

Над бесприютной головой
Пылай, кочующее небо!

Цветаева и Парнок расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».
Страница 4. Гражданская война (1917-1922)
Из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово...», Романс Настеньки

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в возрасте 3-х лет. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
Есть в стане моем — офицерская прямость,
Есть в ребрах моих — офицерская честь.
На всякую муку иду не упрямясь:
Терпенье солдатское есть!

Как будто когда-то прикладом и сталью
Мне выправили этот шаг.

Недаром, недаром черкесская талья
И тесный ремённый кушак.

А зорю заслышу — Отец ты мой родный! —
Хоть райские — штурмом — врата!
Как будто нарочно для сумки походной —
Раскинутых плеч широта.

Всё может — какой инвалид ошалелый
Над люлькой мне песенку спел...

И что-то от этого дня — уцелело:
Я слово беру — на прицел!

И так мое сердце над Рэ-сэ-фэ-сэром
Скрежещет — корми-не корми! —

Как будто сама я была офицером
В Октябрьские смертные дни.

В 1918-1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».
Стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел»
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,—
Всё жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей — вода, и кровь —
Вода, — в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,—
Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать», — ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!
 Мой милый, что тебе — я сделала?

Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!

Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое...

— За всё, за всё меня прости,
Мой милый, — что тебе я сделала!

Страница 5. Эмиграция (1922-1939)
В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в  Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В мае 1926 года с подачи Бориса пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.
В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком. Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…»
Стихотворение «Пригвождена»
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Видеоролик. Стихотворение «Попытка ревности»
Как живется вам с другою, — Проще ведь? — Удар весла! —
Линией береговою Скоро ль память отошла
Обо мне, плавучем острове (По небу — не по водам!)
Души, души! быть вам сестрами, Не любовницами — вам!
Как живется вам с простою Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола Свергши (с оного сошед),
Как живется вам — хлопочется — Ежится? Встается — как?
С пошлиной бессмертной пошлости Как справляетесь, бедняк?
«Судорог да перебоев — Хватит! Дом себе найму».
Как живется вам с любою — Избранному моему!
Свойственнее и съедобнее — Снедь? Приестся — не пеняй…
Как живется вам с подобием — Вам, поправшему Синай!
Как живется вам с чужою, Здешнею? Ребром — люба?
Стыд Зевесовой вожжою Не охлёстывает лба?
Как живется вам — здоровится — Можется? Поется — как?
С язвою бессмертной совести Как справляетесь, бедняк?
Как живется вам с товаром Рыночным? Оброк — крутой?
После мраморов Каррары Как живется вам с трухой
Гипсовой? (Из глыбы высечен Бог — и начисто разбит!)
Как живется вам с сто-тысячной- Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною Женщиною, без шестых
Чувств? Ну, за голову: счастливы? Нет? В провале без глубин
Как живется, милый? Тяжче ли — Так же ли — как мне с другим?

Песня «Я тебя отвоюю»
В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть В.Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.
Стихотворение «Маяковскому»
Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ — Здорово, в веках Владимир!
Он возчик и он же конь, Он прихоть и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь: — Держись, ломовая слава!
Певец площадных чудес — Здорово, гордец чумазый,
Что камнем — тяжеловес Избрал, не прельстясь алмазом.
Здорово, булыжный гром! Зевнул, козырнул — и снова
Оглоблей гребет — крылом Архангела ломового.

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930 годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузьмине («Нездешний вечер», 1936),  Андрее Белом («Пленный дух»,  1934) и др.
С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Финансово ей немного помогала Саломея Андроникова.
Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.— Из воспоминаний Марины Цветаевой
15 марта 1937 г выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину.  10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.
Стихотворение «Маме»
Как много забвением темным Из сердца навек унеслось!
Печальные губы мы помним И пышные пряди волос,
Замедленный вздох над тетрадкой И в ярких рубинах кольцо,
Когда над уютной кроваткой Твое улыбалось лицо.
Мы помним о раненых птицах Твою молодую печаль
И капельки слез на ресницах, Когда умолкала рояль.
Страница 6. Возвращение в СССР (1939-1941)
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М.И.Цветаевой в Болшево). 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.
В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.
Видеоролик «Моим стихам»
Страница 7. Самоубийство и тайна могилы
После начала Великой Отечественной войны Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в город Елабуга, что в Татарстане. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась (по свидетельству Марка Слонима, со слов К.Паустовского.
31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.
Записка сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.»
Записка Асеевым: Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!
Записка «эвакуированным»: Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н.Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте.
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее, будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать, что могила находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь домыслами. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М.И.Цветаевой». В экспозиции Мемориального комплекса М.И.Цветаевой в Елабуге демонстрируется также карта мемориального участка Петропавловского кладбища с указанием двух «версионных» могил Цветаевой — по так называемым «чурбановской» версии и «матвеевской» версии. Среди литературоведов и краеведов единой доказательной точки зрения по этому вопросу до сих пор нет.
Кенотаф Цветаевой в Тарусе
В эмиграции она написала в рассказе «Хлыстовки»: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: „Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева"». Также она говорила: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни — вот места души моей».
На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». В первый раз камень был поставлен усилиями Семена Островского в 1962, но затем памятник был убран «во избежание», и позже в более спокойные времена восстановлен.
Стихотворение «Вы, идущие мимо меня» в исполнении А.Фрейндлих
Кенота́ф — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила.
Отпевание Цветаевой
Хотя отпевание самоубийц в русском православии запрещено, в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева. Отпевание состоялась в день пятидесятилетия кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот
Песня. Д. Арбенина «Реквием»
Страница 8. Наследие Марины Цветаевой
Существуют документальные фильмы: Марины Голдовской 1989 года «Мне девяносто лет, ещё легка походка…» об Анастасии Цветаевой и её воспоминаниях о Марине Цветаевой; Андрея Осипова «Страсти по Марине»» 2004 года, получивший приз «Золотой Витязь», премию «Ника» за лучший документальный фильм 2004 года; Александры Свининой «Парижская элегия: Марина Цветаева» 2009 года; Исторические хроники 1972. Цветаева
Художественные фильмы
«Очарование зла» (2005 год). Режиссер М.Козаков. Фильм повествует о жизни русской эмиграции в Париже в начале 30-х годов ХХ века. В киноленте затронута жизнь Марины Цветаевой в Париже, показано сотрудничество Сергея Эфрона с органами ОГПУ и его бегство в СССР.
Музеи Марины Цветаевой
В Борисоглебском пер. Москвы 26 декабря 2007 года открыт бронзовый памятник Марине Цветаевой. Авторы — скульптор Нина Матвеева, архитекторы С. Бурицкий и А. Дубовский, Музей семьи Цветаевой в Тарусе на берегу Оки установлен памятник Марине Цветаевой, автор которого Борис Мессерер; Дом-музей Марины Цветаевой; Музей-кваритира М.И.Цветаевой в Болшеве в Королёве; Дом-музей семьи Цветаевых в Иванове, с. Ново-Талицы; * Александровский литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в г. Александров Владимирской области; Литературно-художественный музей М.Цветаевой в Башкортостане, с. Усень-Ивановское Мемориальный комплекс Марины Цветаевой в Елабуге; Музей Марины и Анастасии Цветаевых, г. Феодосия.
В 1992 году стихотворение Марины Цветаевой «Моим стихам» было  написано на стене одного из зданий в центре Лейдена (Нидерланды).
Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной», получившее широкую известность благодаря фильму «Ирония судьбы или, С лёгким паром!» в исполнении Аллы Пугачёвой, Цветаева посвятила Маврикию Александровичу Минцу, мужу своей сестры Анастасии.
Видеоролик из кинофильма «Ирония судьбы или, С лёгким паром!»
Другое стихотворение Цветаевой — «Под лаской плюшевого пледа», известное по фильму Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (по мотивам пьесы Островского «Бесприданница») посвящено подруге — Софье Парнок.
Видеоролик из кинофильма «Жестокий романс»
Творческое кредо М. Цветаевой: «Единственный справочник: собственный слух и, если уж очень нужно — теория словесности Садовника: драма, трагедия, поэма, сатира». «Единственный учитель: собственный труд». «И единственный судья: будущее».
В 1992 году была выпущена почтовая марка, художник Ю. Арцименев
Песня «Благословляю вас»












Категория: Мои файлы | Добавил: tan4a | Теги: Грешница, лирика, Мрина Цветаева, Сергей Эфрон, трагическая жизнь
Просмотров: 1580 | Загрузок: 150 | Рейтинг: 5.0/54
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]