Эпиграф: Украйна тихо волновалась. Давно в ней искра разгоралась.
Друзья народной старины Народной чаяли войны… А.С.Пушкин «Полтава»
Ход урока
Оргмомент. Как вы думаете, для чего люди пишут письма? (оформление кластера на доске: что-то сообщить, спросить)
Вступительное слово учителя. Мы сегодня напишем письмо одному из самых загадочных писателей русской литературы – Николаю Васильевичу Гоголю, чьи произведения не стареют, они как бы остаются вне времени. В чем же загадка Гоголя? Может быть, в том, что он всю жизнь стремился к идеалу. К одному и тому же произведению Николай Васильевич возвращался по несколько раз. Так произошло и с «Тарасом Бульбой». Первый вариант 1835 г. не устроил писателя, и он вновь возвращается к своим героям, и в 1842 г. выходит новая редакция произведения. Чем же так влекла Гоголя та смутная эпоха, которая изображена в повести? На этот вопрос мы и попытаемся дать ответ на сегодняшнем уроке. И тема нашего разговора «Легендарная и историческая основы произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Обратимся к эпиграфу (слайд). «Давно в ней искра разгоралась…» (Учитель зажигает свечу).
Зажигая эту свечу и вглядываясь в ее огонь, мы попытаемся мысленно воссоздать ту эпоху, в которой жили герои «Тараса Бульбы». Огонь – вот ключевое слово той эпохи. Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни.
III. Работа с фрагментами текста.
Где же воспитывался боевой дух казачества? (в Запорожской Сечи) – предложение из 1 главы (учитель зачитывает): «Гости поздравили…»
Какая же она, Запорожская Сечь? Вашему вниманию предлагаются несколько фрагментов из текста, давайте их прочитаем (раздаточный материал на партах).
IV. Индивидуальная работа со словарем настроений.
Какое же настроение создается, когда мы перечитываем эти отрывки? Я бы хотела увидеть ответ каждого, и в этом нам помогут загадочные конвертики. Достаньте их содержимое. Перед вами словарь настроений. Попробуйте цветом передать то настроение, которое возникает у вас при прочтении данных фрагментов. Кто прокомментирует? (бодрое, боевое, героическое, энергичное, чувство гордости)
V. Работа с языковыми средствами в тексте.
Дух Сечи завораживает писателя, «околдовывает». Гоголь поэтизирует Запорожскую Сечь и создает одно из великолепнейших описаний, разговор о котором еще впереди. Но удалось ли вам прочувствовать нарисованную писателем стихию, проникнуть в авторское слово. Проверим. Перед вами предложение из 2 главы, нужно восстановить авторский текст («Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!»)
VI. Беседа. Высокий, героический уклад жизни. Как вы думаете – это история или легенда?
Работа с учебником. «Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Гоголь с большим интересом знакомился с историческими сочинениями, но ни одного определенного исторического факта в произведении нет, даже осада Дубно соотнесена не с историей, а с легендой. Писатель создавал идеальную картину казачьей вольницы, а воображение рисовало битвы, вольные и дикие степи, могучие характеры, крепкие натуры.
VII. Написание синквейна.
Как вы думаете реальны главные герои: Тарас Бульба, Остап и Андрий?
Да, это собирательные образы и давайте попробуем воссоздать собирательный образ эпохи.
Задание. Работаем в паре. Каждая колонка – свой герой. Запишите имя героя на листе
Сидящие на первых партах охарактеризуйте вашего героя при помощи одного существительного. Передайте лист на вторую парту.
Вторые парты – при помощи двух прилагательных, третьи – при помощи трех глаголов. Четвертые – составить предложение, характеризующее этого героя. Пятые - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Прочитаем получившиеся синквейны.
VIII. Беседа.
В каком эпическом жанре мы уже встречались с могучими героями, самоотверженными в борьбе с врагами родины и беззаветно любящими свою родную землю? Конечно, в былинах. Гоголь и Тараса Бульбу называет старым казаком, как в былине Илью Муромца. Писатель опирался на фольклор, особенно на народные песни. – слова Гоголя.
IX. Осуществление межпредметных связей.
Сожаление о том, что такие люди были, но и вера в то, что такие люди могут быть и должны быть. Вот почему такое внимание к той смутной эпохе. С Гоголем был согласен и художник И. Репин (слайд). Над этой картиной Репин работал более 13 лет и ни одну из своих картин не любил так, как «Запорожцев».
В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества? (На картине, как и в повести, изображены события 16-17 века).
А какие места в повести Гоголя вспоминаются вам при рассматривании картины? ((пирушка в доме Тараса, пьяный запорожец, растянувшийся на земле, казаки под стенами Дубно дразнят смехом врага. И тут и там – удалые, бесстрашные, веселые, сильные духом люди. Их призвание – совершать подвиги во имя родины. Они сильны чувством товарищества. И те и другие «крепкие, как львы»).
Х. Рефлексия.
Написать письмо турецкому султану.
Написать письмо автору от восторженного читателя повести «Тарас Бульба».
Составить предложения по картине И.Репина, описывающие запорожцев.
Чтение, по желанию, творческих работ или (при отсутствии времени) завершение их в качестве домашнего задания.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» Глава 1.
«…когда бранным пламенем объялся древлемирный славянский дух и завелось казачество – широкая, разгульная замашка русской природы, и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их, «кто их знает! у нас их раскидало по всему степу: что байрак, то козак» (где маленький пригорок, там уж и козак). Это было точно необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед».
«Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидел; но в случае войны и общего движения, в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне во всем своем вооружении, получа один только червонец платы о короля, и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. Кончался поход, воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал…»
Глава 3. «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество; бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера…Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее…Всякий, приходящий сюда, позабывал и бросал все, что дотоле его занимало. Он…беззаботно предавался воле и товариществу таких же, как сам, не имевших ни родных, ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души своей. Это производило ту бешеную веселость, которая не могла бы родиться ни из какого другого источника. Рассказы и болтовня среди собравшейся толпы, лениво отдыхавшей на земле, часто так были смешны и дышали такою силою живого рассказа, что нужно было иметь всю хладнокровную наружность запорожца, чтобы сохранять неподвижное выражение лиц, не моргнув даже усом – резкая черта, которою отличается доныне от других братьев своих южный россиянин».
Приложение 2. Словарь настроений.
Это разноцветные кружки диаметром 3 см, на обратной стороне которых записаны слова-ассоциации (цвет-настроение).
Красный - бодрое, весёлое, боевое, энергичное.
Розовый – нежное, светлое.
Желтый – доброжелательное, оптимизм
Оранжевый – радостное,
Зеленый – спокойное, романтичное, задумчивое.
Синий – спокойное, мирное, безмятежное.
Фиолетовый – таинственное.
Серый – грустное, тоскливое.
Белый – чистое
Черный – мрачное.
Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических и фольклорных источников: рукописные летописи, историческую работу «Запорожская старина» академика И.И.Срезневского, «Малороссийские песни» из сборника Максимовича, «Малороссийские и червоннорусские думы», собранные Лукашевичем.
Действие повести происходит в XV—XVI веках, еще до присоединения Украины к России. В основу своей повести Н.В.Гоголь положил историю национально-освободительной борьбы украинского народа. На протяжении ряда столетий земли Украины подвергались опустошительным набегам татарских полчищ. Сначала золотоордынские, а потом крымские татары непрестанно нападали на украинские села и города. Едва ли не более тягостными были преследования со стороны панской Польши, захватившей власть почти над всей Украиной.
Все сильные и смелые духом, все, кто не хотел мириться с панской неволей, уходили в южные пустынные степи, в привольные края нижнего Приднепровья, куда не достигала рука польского государства, куда не проникала власть помещика. Здесь, на островах за бурными днепровскими порогами, представлявшими естественную преграду с севера, среди бесчисленных протоков и рукавов, на которые разделяется течение Днепра, прорвавшегося сквозь каменистую теснину, создалась в середине XVI в. Запорожская Сечь — центр украинского казачества. (Запорожская Сечь — у днепровских порогов, на Хортице, возник укрепленный лагерь казаков; их стали называть запорожцами, так как они жили за порогами Днепра. Для защиты от врагов казаки устраивали засеки (завалы) из срубленных деревьев. «Засеки» по-украински — «сечь», поэтому казачий лагерь стал называться Запорожской Сечью).
|