Вторник, 29.07.2025, 07:17

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои файлы [51]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Файлы » Мои файлы

Рассказы А.Чехова «Смерть чиновника», «Пересолил»
11.06.2015, 10:02

«Мое дело только в том, чтобы уметь отличать важные показания (жизни, натуры) от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком».

 «Тогда человек станет лучше, когда вы ему покажете ему, каков он есть».

«Краткость - сестра таланта».

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и на земле».

Эпиграф к уроку:

«Чехов довел до виртуозности, до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни».

Василий Розанов

ХОД УРОКА

I.      Организационный момент.

II.     Повторение изученного. С рассказами А.П. Чехова вы знакомы. Какие расска­зы Чехова вы помните из курса школьной программы? («Лошади­ная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Ванька» и др.)

III.     Работа над новым материалом. Сегодня мы приступаем к дальнейшему изучению творчества А.П. Чехова. К его произведениям мы будем обращаться на протя­жении трех уроков.

Огромное значение в творчестве любого писателя имеет обще­ственная жизнь страны, политическая ситуация, события, происхо­дящие в тот или иной период жизни писателя. Так и в творчестве Чехова большую роль сыграла общественно-политическая жизнь России конца XIX века.

ГОД

СОБЫТИЕ

17.01.60

Родился в Таганроге в купеческой семье

1867

Греческая школа

1868 - 1879

Таганрогская гимназия

1876 - 1879    

Учеба, работа, начало творчества. Самостоятельная жизнь в Таганроге после от­ъезда родителей  (отец разорился, был вынужден объявить себя банкротом, а чтобы избежать дол­говой тюрьмы, скрылся из Таганрога и стал жить в Москве. Позднее туда перебралась мать с младшими детьми).

1879-1884

Московский университет,  медицинский факультет. В автобиографии в 1899 г. Антон Павлович напишет: «Не сомневаюсь, что занятия медицин­скими науками имели серьезное влияние на мою  литературную деятельность»                                   

1879

Еще будучи студентом I курса университета, на-' чал печататься в журналах: «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Сверчок», «Развлечение», «Зритель» под псевдонимами: Антоша Чехонте, Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Чехонте и др. Существует такая история о чу­де в жизни, творчестве Чехова, о чуде дебюта в печати: во время острого безденежья, чтобы отметить именины матери, Антон Павлович в один присест написал рассказ «Письмо к ученому соседу», отослал в петербургский ежемесячник «Стрекоза» и на полученный гонорар устроил  семейный  праздник. За счет литературных заработков А.П. Чехова семья и держалась на первых  порах в Москве. 5 лет работы в юмористических журналах явились для Чехова большой школой  мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризмы, ставшие крылатыми: «Краткость-сестра таланта»; «Искусство писать - это искусство сокращать» и др.

1884

Окончив в 1884 г. университет и получив звание

уездного врача, Чехов некоторое время занимался врачебной практикой|

1884

Подготовленный в печати в 1882 г. сборник рас­сказов «Шалопаи и благодушные»  (затем озаглавленный «Шалость») не вышел в свет (очевид­но, по цензурным причинам).   Выходит первая книга рассказов «Сказки Мель­помены» * (шесть рассказов о людях театра). Мельпомена - муза трагедии в греческой мифо­логии

86

Сборник «Пестрые рассказы»

1887

Сборник «В сумерках. Очерки и рассказы» (за этот сборник ему присуждена Пушкинская академическая премия)

1887

Сборник «Невиннные речи»

1888

Повесть «Степь» - итог чеховских исканий 80-х гг.

Вторая пол. 80хгг

Много работает для театра:

Пьесы «Свадьба» (1889), «Леший» (1889); пишет водевили

1890

А.П. Чехов становится знаменитейшим писателем России. Например, сборники его произведений выдержа­ли к тому времени много изданий: «Пестрые рас­сказы» - 14 изданий, «В сумерках» - 13, «Расска­зы» - 13, «Хмурые люди» - 10, «Палата N° 6» - 7, «Каштанка» - 7

1890

Поездка на Сахалин

1893-1894

Книга «Остров Сахалин»

1891 -1901

Поездки за границу

1892

Поселяется в приобретенной подмосковной усадь­бе Мелихово. Определяется основная тема творчества - равно­душие, символом которого стал «человек в фут­ляре»

1898

Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка»

1899

Пьеса «Дядя Ваня»

1901

Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе МХАТа О.Л. Книппер

1902

Вследствие заболевания туберкулезом переселя­ется в Ялту

1903-1904

Пьеса «Вишневый сад»

1904

В связи с обострением болезни выезжает на ле­чение  на  курорт  Баденвейлер  (Германия),   где скончался 2 (15) июля. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище

В творчестве А.П. Чехова выделяют три периода:

*         I (или ранний) - 1880-1886 гг.

*         II (или зрелый)-1886-1896 гг.

*         III-1896-1904 гг.

Всего за первые 5 лет Чеховым было написано около 400 про­изведений. В своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев - актеров, врачей, военных, приказчиков, купцов, учителей, литераторов, священнослужителей, чиновников, музыкантов, ремесленников, дворников, извозчиков, прислуги, аптекарей, гимназистов и др.

В I период творчества А.П. Чехов использует разные жанры:

*         шутливые сценки («За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»);

*         анекдоты (они вошли в цикл юморесок «И то и се»);

*          рассказ-шутку («Жизнь в вопросах и восклицаниях», «Темпе­рамент»);

*          фельетон («В Москве», «Осколки московской жизни»);

*          комическую рекламу («Перепутанные объявления»);

*          рассказ-стимуляцию («Грешник из Толедо»);

*          рассказ-пародию («Тысяча одна ночь, или Страшная ночь»);

*          вопросы и ответы («Руководство для желающих жениться»);

*          рассказ-комедию («Радость», «Неосторожность»).

Пробой творческих сил А.П. Чехова в 1880-е гг. стала юмори­стика. Он дебютировал на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник» и др. Таким журналам требо­вались в первую очередь рассказы-миниатюры, рассказы-сценки, рассчитанные на мгновенный комический эффект. Чехов извлекал смех из хорошо знакомых вещей, искал смешное в обыденном, при­мелькавшемся. Его юмористические рассказы подобны зарисовкам с натуры, как будто «сняты скрытой камерой».

Обратимся к «Словарю литературоведческих терминов» и по­смотрим определение понятия «юмор».

Юмор (от англ. humour - комизм, причуда, нрав < лат. humor -влага; восходит к древним представлениям о том, что четыре теле­сные жидкости определяют темперамент человека):

1)           понимание комического, умение видеть и показывать смеш­ное, снисходительно- насмешливое отношение к чему-нибудь;

2)           в искусстве: изображение чего-нибудь в смешном, комиче­ском виде;

3)           насмешливая и шутливая речь.

Как вы думаете, за счет чего достигается комический эффект в рассказах А.П. Чехова? Портреты персонажей способствуют дости­жению этого эффекта?

А.П. Чехов писал: «Мое дело только в том, чтобы уметь отличать важные показания (жизни, натуры) от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком».

Первый период творческого пути Чехова проходит под знаком осмеяния, обличения обывателя. Если обратиться к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова, то обыватель - это:

1.          В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремеслен­ник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям.

2.          Человек, лишенный общественного кругозора, живущий толь­ко мелкими личными интересами, мещанин.

Обывательщина (презрительный оттенок) - это косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.

4. Жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова

Теперь на примере любого из рассказов попытаемся выявить жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова. Возьмем, на­пример, рассказ «Толстый и тонкий».

«Жанровые особенности рассказов А.П. Чехова»

Название

Толстый и тонкий

Жанр

Рассказ

Год создания

1883                                                                       

Тема

Раболепие, чинопочитание, угодничество, приспособленчество

Завязка

Встреча Толстого и Тонкого

Развитие

Друзья радуются встрече, каждый рассказы­вает о своей жизни

 Кульминация

Тонкий узнает о том, что Толстый дослужил­ся «до тайного советника»

Развязка

Тонкий пресмыкается перед Толстым, Толстого раздражает раболепие однокласс­ника

Фамилии,    имена

Тонкий - Порфирий,

Речь персонажей

Речь Тонкого: 1 часть - до кульминации (условно): «Такой же душонок и щеголь», «Помнишь, как тебя дразнили?»

Речь Тонкого: II часть - после кульминации (условно):

«Я, ваше превосходительство...»,

«Помилуйте... Что вы-с... Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...»

Роль деталей

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но ско­ро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»

«Захихикал Тонкий, еще более съеживаясь»

«...на лице у Тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кис-

лоты, что тайного советника стошнило»

IV. Подведение итогов. Итак, подведем итоги:

Задание: назовите персонаж рассказа А.П. Чехова по следую­щим характеристикам и укажите название рассказа:

1.            Только что он пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем.

2.            Сидел он во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху бла­женства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!!

3.            Он только что вышел из вагона и был навьючен чемода­нами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофей­ной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищу­ренным глазом - его сын.

4. У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу та­бачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помога­ло, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать боль­ной зуб генерал ответил отказом. Все домашние - жена, дети, при­слуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство.

5. Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...

6. Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бо­родавка, похожая издали на большую муху. Секунду он ищет гла­зами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с по­клоном кладет ее перед фельдшером.

7. В гимназии вместе учились! - продолжал он. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедни­чать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к не­му поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.

8. - Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

*         Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!

*         Помилуйте... Что вы-с... - захихикал он, еще более съежива­ясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

9. - Послушай, - обратился он к вознице. - Так ты говоришь, что здесь не опасно? Это жаль... Я люблю с разбойниками драться... На вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка... Од­нажды напало на меня три разбойника... Так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что... что, понимаешь, богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли на каторгу. И откуда у меня сила берется, не знаю... Возьмешь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и... и сковырнешь.

10. «Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал он, подо­зрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал... что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»

1.          Толстый, Михаил. «Толстый и тонкий».

2.          Иван Дмитрич Червяков. «Смерть чиновника».

3.          Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».

4.          Генерал-майор Булдеев. «Лошадиная фамилия».

5.          Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».

6.            Дьячок Вонмигласов. «Хирургия».

7.            Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».

8. Толстый, Миша. «Толстый и тонкий».

9. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов. «Пересолил».

10. Приказчик. «Лошадиная фамилия».

V. Домашнее задание. Подготовить проект по рассказам Чехова

Категория: Мои файлы | Добавил: tan4a
Просмотров: 1457 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]