«Мое дело только в том, чтобы уметь отличать важные показания (жизни, натуры) от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком».
«Тогда человек станет лучше, когда вы ему покажете ему, каков он есть».
«Краткость - сестра таланта».
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и на земле».
Эпиграф к уроку:
«Чехов довел до виртуозности, до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни».
Василий Розанов
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного. С рассказами А.П. Чехова вы знакомы. Какие рассказы Чехова вы помните из курса школьной программы? («Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Ванька» и др.)
III. Работа над новым материалом. Сегодня мы приступаем к дальнейшему изучению творчества А.П. Чехова. К его произведениям мы будем обращаться на протяжении трех уроков.
Огромное значение в творчестве любого писателя имеет общественная жизнь страны, политическая ситуация, события, происходящие в тот или иной период жизни писателя. Так и в творчестве Чехова большую роль сыграла общественно-политическая жизнь России конца XIX века.
ГОД
|
СОБЫТИЕ
|
17.01.60
|
Родился в Таганроге в купеческой семье
|
1867
|
Греческая школа
|
1868 - 1879
|
Таганрогская гимназия
|
1876 - 1879
|
Учеба, работа, начало творчества. Самостоятельная жизнь в Таганроге после отъезда родителей (отец разорился, был вынужден объявить себя банкротом, а чтобы избежать долговой тюрьмы, скрылся из Таганрога и стал жить в Москве. Позднее туда перебралась мать с младшими детьми).
|
1879-1884
|
Московский университет, медицинский факультет. В автобиографии в 1899 г. Антон Павлович напишет: «Не сомневаюсь, что занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность»
|
1879
|
Еще будучи студентом I курса университета, на-' чал печататься в журналах: «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Сверчок», «Развлечение», «Зритель» под псевдонимами: Антоша Чехонте, Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Чехонте и др. Существует такая история о чуде в жизни, творчестве Чехова, о чуде дебюта в печати: во время острого безденежья, чтобы отметить именины матери, Антон Павлович в один присест написал рассказ «Письмо к ученому соседу», отослал в петербургский ежемесячник «Стрекоза» и на полученный гонорар устроил семейный праздник. За счет литературных заработков А.П. Чехова семья и держалась на первых порах в Москве. 5 лет работы в юмористических журналах явились для Чехова большой школой мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризмы, ставшие крылатыми: «Краткость-сестра таланта»; «Искусство писать - это искусство сокращать» и др.
|
1884
|
Окончив в 1884 г. университет и получив звание
уездного врача, Чехов некоторое время занимался врачебной практикой|
|
1884
|
Подготовленный в печати в 1882 г. сборник рассказов «Шалопаи и благодушные» (затем озаглавленный «Шалость») не вышел в свет (очевидно, по цензурным причинам). Выходит первая книга рассказов «Сказки Мельпомены» * (шесть рассказов о людях театра). Мельпомена - муза трагедии в греческой мифологии
|
86
|
Сборник «Пестрые рассказы»
|
1887
|
Сборник «В сумерках. Очерки и рассказы» (за этот сборник ему присуждена Пушкинская академическая премия)
|
1887
|
Сборник «Невиннные речи»
|
1888
|
Повесть «Степь» - итог чеховских исканий 80-х гг.
|
Вторая пол. 80хгг
|
Много работает для театра:
Пьесы «Свадьба» (1889), «Леший» (1889); пишет водевили
|
1890
|
А.П. Чехов становится знаменитейшим писателем России. Например, сборники его произведений выдержали к тому времени много изданий: «Пестрые рассказы» - 14 изданий, «В сумерках» - 13, «Рассказы» - 13, «Хмурые люди» - 10, «Палата N° 6» - 7, «Каштанка» - 7
|
1890
|
Поездка на Сахалин
|
1893-1894
|
Книга «Остров Сахалин»
|
1891 -1901
|
Поездки за границу
|
1892
|
Поселяется в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихово. Определяется основная тема творчества - равнодушие, символом которого стал «человек в футляре»
|
1898
|
Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка»
|
1899
|
Пьеса «Дядя Ваня»
|
1901
|
Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе МХАТа О.Л. Книппер
|
1902
|
Вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту
|
1903-1904
|
Пьеса «Вишневый сад»
|
1904
|
В связи с обострением болезни выезжает на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
|
В творчестве А.П. Чехова выделяют три периода:
* I (или ранний) - 1880-1886 гг.
* II (или зрелый)-1886-1896 гг.
* III-1896-1904 гг.
Всего за первые 5 лет Чеховым было написано около 400 произведений. В своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев - актеров, врачей, военных, приказчиков, купцов, учителей, литераторов, священнослужителей, чиновников, музыкантов, ремесленников, дворников, извозчиков, прислуги, аптекарей, гимназистов и др.
В I период творчества А.П. Чехов использует разные жанры:
* шутливые сценки («За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»);
* анекдоты (они вошли в цикл юморесок «И то и се»);
* рассказ-шутку («Жизнь в вопросах и восклицаниях», «Темперамент»);
* фельетон («В Москве», «Осколки московской жизни»);
* комическую рекламу («Перепутанные объявления»);
* рассказ-стимуляцию («Грешник из Толедо»);
* рассказ-пародию («Тысяча одна ночь, или Страшная ночь»);
* вопросы и ответы («Руководство для желающих жениться»);
* рассказ-комедию («Радость», «Неосторожность»).
Пробой творческих сил А.П. Чехова в 1880-е гг. стала юмористика. Он дебютировал на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник» и др. Таким журналам требовались в первую очередь рассказы-миниатюры, рассказы-сценки, рассчитанные на мгновенный комический эффект. Чехов извлекал смех из хорошо знакомых вещей, искал смешное в обыденном, примелькавшемся. Его юмористические рассказы подобны зарисовкам с натуры, как будто «сняты скрытой камерой».
Обратимся к «Словарю литературоведческих терминов» и посмотрим определение понятия «юмор».
Юмор (от англ. humour - комизм, причуда, нрав < лат. humor -влага; восходит к древним представлениям о том, что четыре телесные жидкости определяют темперамент человека):
1) понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно- насмешливое отношение к чему-нибудь;
2) в искусстве: изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде;
3) насмешливая и шутливая речь.
Как вы думаете, за счет чего достигается комический эффект в рассказах А.П. Чехова? Портреты персонажей способствуют достижению этого эффекта?
А.П. Чехов писал: «Мое дело только в том, чтобы уметь отличать важные показания (жизни, натуры) от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком».
Первый период творческого пути Чехова проходит под знаком осмеяния, обличения обывателя. Если обратиться к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова, то обыватель - это:
1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям.
2. Человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, мещанин.
Обывательщина (презрительный оттенок) - это косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.
4. Жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова
Теперь на примере любого из рассказов попытаемся выявить жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова. Возьмем, например, рассказ «Толстый и тонкий».
«Жанровые особенности рассказов А.П. Чехова»
Название
|
Толстый и тонкий
|
Жанр
|
Рассказ
|
Год создания
|
1883
|
Тема
|
Раболепие, чинопочитание, угодничество, приспособленчество
|
Завязка
|
Встреча Толстого и Тонкого
|
Развитие
|
Друзья радуются встрече, каждый рассказывает о своей жизни
|
Кульминация
|
Тонкий узнает о том, что Толстый дослужился «до тайного советника»
|
Развязка
|
Тонкий пресмыкается перед Толстым, Толстого раздражает раболепие одноклассника
|
Фамилии, имена
|
Тонкий - Порфирий,
|
Речь персонажей
|
Речь Тонкого: 1 часть - до кульминации (условно): «Такой же душонок и щеголь», «Помнишь, как тебя дразнили?»
|
Речь Тонкого: II часть - после кульминации (условно):
«Я, ваше превосходительство...»,
«Помилуйте... Что вы-с... Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...»
|
Роль деталей
|
«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»
|
«Захихикал Тонкий, еще более съеживаясь»
|
«...на лице у Тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кис-
лоты, что тайного советника стошнило»
|
IV. Подведение итогов. Итак, подведем итоги:
Задание: назовите персонаж рассказа А.П. Чехова по следующим характеристикам и укажите название рассказа:
1. Только что он пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем.
2. Сидел он во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!!
3. Он только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.
4. У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние - жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство.
5. Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...
6. Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду он ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером.
7. В гимназии вместе учились! - продолжал он. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.
8. - Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
* Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!
* Помилуйте... Что вы-с... - захихикал он, еще более съеживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
9. - Послушай, - обратился он к вознице. - Так ты говоришь, что здесь не опасно? Это жаль... Я люблю с разбойниками драться... На вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка... Однажды напало на меня три разбойника... Так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что... что, понимаешь, богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли на каторгу. И откуда у меня сила берется, не знаю... Возьмешь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и... и сковырнешь.
10. «Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал он, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал... что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»
1. Толстый, Михаил. «Толстый и тонкий».
2. Иван Дмитрич Червяков. «Смерть чиновника».
3. Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».
4. Генерал-майор Булдеев. «Лошадиная фамилия».
5. Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».
6. Дьячок Вонмигласов. «Хирургия».
7. Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».
8. Толстый, Миша. «Толстый и тонкий».
9. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов. «Пересолил».
10. Приказчик. «Лошадиная фамилия».
V. Домашнее задание. Подготовить проект по рассказам Чехова
|