Ход урока
1. Организационный этап. Приветствие. Проверка организации рабочих мест. 1 мин.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
В течение ряда уроков вы знакомились с различными жанрами изобразительного искусства.
Вопрос: Как вы думаете, к какому жанру и почему можно отнести эти строки стихотворения поэта Н. Заболоцкого:
Любите живопись, поэты, Лишь ей, единственной дано,
Души изменчивой приметы Переносить на полотно….
Это жанр портрета. Именно в этом жанре художник может наиболее точно передать душевное состояние человека.
У меня на столе лежать силуэтные портреты. Это мини-призы. За каждый успешный ответ в течение урока вы будете получать мини-приз (Приложение 1).
А в конце урока подсчитаем, у кого больше призов. Первый приз вручается обучающемуся, ответившему к какому жанру относятся строки поэта Н. Заболоцкого.
Проблемный вопрос: Известны ли вам особенности портрета литературного героя?
Попробуем в этом разобраться. 2 мин.
3. Актуализация знаний. Я буду зачитывать характеристику героя из поэмы В. Гоголя «Мёртвые души», с которой вы познакомитесь в старших классах, а вы должны отгадать какой тип из рисунков художника П.М. Боклевского соответствует описанию (Приложение 2):
«Лицо его…было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал далеко вперёд… Маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоко поросших бровей, как мыши, высунувши из тёмных нор остренькие морды…» (Плюшкин)
«Не красавец, но и не дурной наружности… О чём бы ни был разговор, он всегда умел поддержать его. В разговорах…он умел искусно польстить каждому….» (Чичиков)
Что вы можете сказать по портрету художника о Губернаторе?
Послушайте, как его характеризует автор:
«Был он не толст, не тонок собой, впрочем, был большой добряк».
Что вы можете сказать о Коробочке?
Вот что о ней говорит автор:
«Женщина пожилых лет…, одна из тех матушек, которые плачутся на неурожаи, убытки, …а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки». 3 мин.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Вопрос: Чем же портреты литературных героев отличаются от уже знакомых нам?
(Ответ: изображают не конкретного человека, а собирательный образ, передающий отношение писателя к персонажу).
Вы уже знакомы с основными пропорциями головы человека. Повторим их с помощью игры-мозаики. Соберите мозаику так, чтобы пропорции были гармоничными (Приложение 3).
4 мин.
5. Первичная проверка понимания. Сравним классические пропорции с пропорциями на портретах литературных героев.
Вопрос: Какими средствами художник П.М. Боклевский добивается точности образа? Приведите примеры. (Ответы: утрирует, заостряет черты лица, намеренно изменяет классические пропорции, обостряет характеристику образа)
Каждый литературный герой имеет свой характер, испытывает какие-то чувства. Рассмотрите в таблице, как меняется лицо одного и того же человека, когда им овладевают разные чувства (Приложение 4) 5 мин.
6. Первичное закрепление. 20 мин.
А) Обучающиеся получают художественные тексты. Варианты могут быть разными:
- Из предложенных текстов учащийся сам выбирает образ героя;
- Учитель для каждого ряда (варианта) даёт один и тот же текст;
- Тексты №1 и №4 предлагаются детям с низкими художественными способностями и менее развитым воображением, а тексты №2 и №3 – детям с высокими художественными способностями. Тексты:
1. Е. Пермяк «Самое страшное».
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все его боялись. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Даже своей бабушке грубил.
2. В.Г. Короленко «Дети подземелья».
Показалось личико, обрамлённое белокурыми волосами и сверкающее детски-любопытными голубыми глазами…Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно. Эта девочка почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик. (МАРУСЯ)
3. В.Г. Короленко «Дети подземелья».
Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка. Тёмные курчавые волосы лохматились под чёрными задумчивыми глазами… Он был очень солидный и внушал уважение своими манерами взрослого человека. (ВАЛЁК)
4. А. Толстой «Приключения Буратино»
Из-за высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плётку. (КАРАБАС-БАРАБАС)
В текстах выделяются опорные слова, характеризующие образы героев.
Какой герой может обладать такими чертами? (злой, грустный, добрый, коварный и т.д.)
7. Проверка домашнего задания синквейны
8. Рефлексия. Чем отличается портрет литературного героя от других портретов? (Ответ: это не конкретный человек, а собирательный образ)
- Для чего вы знакомились с особенностями портрета литературного героя?
Приложение к уроку.
|