Понедельник, 21.07.2025, 21:23

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои файлы [51]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Файлы » Мои файлы

Портрет литературного героя
11.06.2015, 10:10

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие. Проверка организации рабочих мест. 1 мин.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

В течение ряда уроков вы знакомились с различными жанрами изобразительного искусства.

Вопрос: Как вы думаете, к какому жанру и почему можно отнести эти строки стихотворения поэта Н. Заболоцкого:

Любите живопись, поэты, Лишь ей, единственной дано,

Души изменчивой приметы Переносить на полотно….

Это жанр портрета. Именно в этом жанре художник может наиболее точно передать душевное состояние человека.

У меня на столе лежать силуэтные портреты. Это мини-призы. За каждый успешный ответ в течение урока вы будете получать мини-приз (Приложение 1).

А в конце урока подсчитаем, у кого больше призов. Первый приз вручается обучающемуся, ответившему к какому жанру относятся строки поэта Н. Заболоцкого.

Проблемный вопрос: Известны ли вам особенности портрета литературного героя?

Попробуем в этом разобраться. 2 мин.

3. Актуализация знаний. Я буду зачитывать характеристику героя из поэмы В. Гоголя «Мёртвые души», с которой вы познакомитесь в старших классах, а вы должны отгадать какой тип из рисунков художника П.М. Боклевского соответствует описанию (Приложение 2):

«Лицо его…было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал далеко вперёд… Маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоко поросших бровей, как мыши, высунувши из тёмных нор остренькие морды…» (Плюшкин)

«Не красавец, но и не дурной наружности… О чём бы ни был разговор, он всегда умел поддержать его. В разговорах…он умел искусно польстить каждому….» (Чичиков)

Что вы можете сказать по портрету художника о Губернаторе?

Послушайте, как его характеризует автор:

«Был он не толст, не тонок собой, впрочем, был большой добряк».

Что вы можете сказать о Коробочке?

Вот что о ней говорит автор:

«Женщина пожилых лет…, одна из тех матушек, которые плачутся на неурожаи, убытки, …а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки». 3 мин.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Вопрос: Чем же портреты литературных героев отличаются от уже знакомых нам?

(Ответ: изображают не конкретного человека, а собирательный образ, передающий отношение писателя к персонажу).

Вы уже знакомы с основными пропорциями головы человека. Повторим их с помощью игры-мозаики. Соберите мозаику так, чтобы пропорции были гармоничными (Приложение 3).

4 мин.

5. Первичная проверка понимания. Сравним классические пропорции с пропорциями на портретах литературных героев.

Вопрос: Какими средствами художник П.М. Боклевский добивается точности образа? Приведите примеры. (Ответы: утрирует, заостряет черты лица, намеренно изменяет классические пропорции, обостряет характеристику образа)

Каждый литературный герой имеет свой характер, испытывает какие-то чувства. Рассмотрите в таблице, как меняется лицо одного и того же человека, когда им овладевают разные чувства (Приложение 4) 5 мин.

6. Первичное закрепление. 20 мин.

А) Обучающиеся получают художественные тексты. Варианты могут быть разными:

  • Из предложенных текстов учащийся сам выбирает образ героя;
  • Учитель для каждого ряда (варианта) даёт один и тот же текст;
  • Тексты №1 и №4 предлагаются детям с низкими художественными способностями и менее развитым воображением, а тексты №2 и №3 – детям с высокими художественными способностями. Тексты:

1. Е. Пермяк «Самое страшное».

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все его боялись. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Даже своей бабушке грубил.

2. В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Показалось личико, обрамлённое белокурыми волосами и сверкающее детски-любопытными голубыми глазами…Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно. Эта девочка почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик. (МАРУСЯ)

3. В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка. Тёмные курчавые волосы лохматились под чёрными задумчивыми глазами… Он был очень солидный и внушал уважение своими манерами взрослого человека. (ВАЛЁК)

4. А. Толстой «Приключения Буратино»

Из-за высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плётку. (КАРАБАС-БАРАБАС)

В текстах выделяются опорные слова, характеризующие образы героев.

Какой герой может обладать такими чертами? (злой, грустный, добрый, коварный и т.д.)

7. Проверка домашнего задания синквейны

8. Рефлексия. Чем отличается портрет литературного героя от других портретов? (Ответ: это не конкретный человек, а собирательный образ)

  • Для чего вы знакомились с особенностями портрета литературного героя?

Приложение к уроку.

Категория: Мои файлы | Добавил: tan4a
Просмотров: 731 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]