1В. Братание слов и
музыки, но слова, готового восстать музыкой, и музыки тоже готовой стать
словесно выраженной любовно - житейской ситуацией. Это и есть романс. «Романс»
(исп.) - сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением. Красота
слова и красота музыки соединяются вместе и неотразимо воздействуют на душу
человека. Особенно известны были в первой половине 19 века такие авторы
романсов, как Гумилёв, Бухалов, Варламов. Романсы писали все русские
композиторы. Русский романс - это часть старинной нашей культуры.
2В. Влечение романсного слова к музыке -
существенная его особенность. Афанасий Фет писал: «Мне всегда из определенной
области слов тянуло в неопределённую область музыки, в которую я уходил,
насколько хватало сил моих» Это теоретически обоснованное влечение понимают и
композиторы, которые легко поддаются выражению словами.
Чтец: Учись у них - у
дуба, у берёзы.
Кругом зима.
Жестокая пора!..
Чтец: Есть ночи зимний блеск и сила, есть непорочная краса,
Когда под снегом
опочила вся степь, и кровли, и леса… 1В. А.А Фет (Шеншин) творил в 40-80-е годы 19 века. От тем, связанных с борьбою
революционно-демократического лагеря за обновлённую Россию, Фет уходил в сферу
«чистого искусства». Более того объявляет борьбу прогрессивному направлению.
«Произведения, имеющие какую бы то ни было дидактическую тенденцию, - это
дрянь», - говорил он.
Чтец: Клубятся тучи, млея
в блеске алом,
хотят в росе
понежиться поля… 2В. Лев Толстой так говорил о Фете: «И откуда у
этого добродушного офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость. Это
что, свойство великих поэтов?» Сам Фет однажды заявил: «Поэт тот, кто в
предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит. Красота природы,
одушевление её, любовь, искусство - вот темы его стихотворений».
Чтец: Я пришёл к тебе с
приветом рассказать, что солнце встало…
&
Звучит романс «Утро туманное» 1В. Салтыков-Щедрин
писал: «Романсы Фета распевает чуть не вся Россия...» И не удивительно: мелодия
и ритмика стиха Фета приближаются в музыке.
Чтец: Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до
нивы… 2В. У Некрасова тема
природы связана с темой труда, у Фета природа - это только источник
эстетического восторга.
Чтец: Ещё весны душистой нега к нам не успела
низайти… 1В. Многие
стихотворения поэта связаны с его любовью к Марии Лазич:
Ты раз явилась мне, как дивное виденье,
среди бесчисленных, бесчувственных людей… 2В. Мария Лазич была
серьёзной образованной девушкой, прекрасным музыкантом, любительницей поэзии.
Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили сердце молодого поэта.
А сама она безоглядно и безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала
вершиной совершенства.
Чтец: Шёпот, робкое дыханье, трели соловья… 1В. Весной 1849 года
Фет писал другу детства Борисову: «Я встретил существо, которое люблю - и что
ещё, глубоко уважаю. Существо, которое, если бы я и со временем... и сочетался
законным браком, хотя с царицей Тамарой,
то это бы существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною -
как возможного для меня счастья и примирения с гадкою действительностью» 2В. Казалось бы, чего
ещё надо? Женись и будь счастлив. Это ли не твоя судьба. Но уже в этом письме
прозвучала сухая и далёкая от романтической влюблённости фраза: «Но у неё
ничего и у меня ничего - вот тема, которую я развиваю и в следствии которой я
ни с места...»
Чтец: Помнишь час последнего свиданья!.. 1В. Постепенно расчётливый разум человека,
решившего вопреки превратностям судьбы стать состоятельным и независимым, берёт
верх над сердцем поэта, узнавшим прелесть чистой любви и надеявшимся на
семейное счастье. Возвышенная любовь не выдержала столкновения с житейским
расчётом. Спустя несколько месяцев последовал разрыв. 2В. Мария Лазич глубоко
переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла
трагедия: Мария сгорела. Пожар возник, как полагали, от неосторожно брошенной
спички. 1В. А сейчас мы открываем вторую страничку нашей
литературной гостиной и посвящена она Фёдору Ивановичу Тютчеву.
Чтец: Есть в светлости осенних вечеров умильная
таинственная прелесть…
Чтец: Не то, что мните вы, природа: не слепок, не
бездушный лик – 2В. У Тютчева много
стихов о природе. Но нельзя сказать привычными словами, что Тютчев - певец
русской природы. Изображение природы, скорее, для него повод, чтобы сказать о
человеке, о его слиянии с природой. Так, в прочитанном стихотворении «Осенний вечер» «короткая улыбка увяданья» и
«божественная стыдливость страданья» - это не только поэтические
метафоры, но и соотношение природы с самочувствием человека в определенные
моменты его жизни.
Чтец: Ещё земли печален
вид, а воздух уж весною дышит…
Чтец: Сияет солнце, воды
блещут, на всём улыбка, жизнь во всём…
Чтец: Не остывшая от
зною, ночь июльская блистала… 1В. Дипломат царской службы, цензор, 20 лет проживший за границей,
страшившийся французской революции, Тютчев видел многие противоречия
современного ему политического строя России. Его поэзии не чужды были
гражданские мотивы. Как поэтическим кредо писателя звучат его следующие строки:
Умом Россию не
понять,
аршином общим не измерить,
у ней особенная
стать:
в Россию нужно только верить!
Чтец: Вдали от солнца и природы, вдали от света и
искусства… & Звучит романс «Отговорила роща золотая»
2В. Думы человека о смысле бытия,
сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно
оптимизм её восприятия - таково содержание большей части поэзии Тютчева.
Чтец: Молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои…
Чтец: Не рассуждай, не хлопочи! Безумство ищет,
глупость судит… 1В. Любовь в творчестве
Тютчева, как сложнейшее человеческое чувство. Оно вдохновило его на создание
гениальной интимной лирики. В середине 1822 в русскую миссию Мюнхена прибывает
молодой дипломат Тютчев. Ему 18. Он успел за 2 года окончить Московский
университет, что, впрочем, не было сенсацией того времени, как и избрание
15-летнего поэта сотрудником Общества любителей российской словесности. 2В. Столица Баварии принимает молодого Тютчева в
свои объятия, обволакивает блеском придворных балов, изяществом музыкальных и
литературных салонов. На одном из светских раутов Тютчев встречает очаровательную
14-летнюю Амалию Лерхенфельд - побочную дочь прусского короля Фридриха
Вильгельма III, двоюродную сестру
будущей императрицы России Александры Фёдоровны жены Николая I. Амалия поразила
своей красотой, образованностью, глубиной чувств, - Тютчев околдован и
очарован.
Чтец: Когда в кругу убийственных забот нам всё
мерзит - и жизнь… 1В. Однако, в 1826 году он женится на Элеоноре
Петерсон, а Амалия становится женой первого секретаря русского посольства в
Мюнхене барона Крюденера. Шли годы. Баронесса Крюденер блистает на
петербургских балах. Вяземский пишет о ней довольно язвительно, более
благосклонен к ней А. Пушкин, что вызвало ревность Натальи Николаевны, впрочем,
напрасную. Внимание баронессы ищут и царь, и шеф жандармов Бенкендорф, и
финский генерал-губернатор Адлерберг. 2В. А что же Тютчев? Он продолжает свою дипломатическую
карьеру. Живя вдали от российской столицы, в письмах друзьям он всегда
спрашивает о госпоже Крюденер. Он беспокоится, счастлива ли она, как того
заслуживает? В 1838 году через неё Тютчев передал друзьям в Петербург рукопись
своих стихов. Эти стихи, которым, кстати, сам автор не придавал такого высокого
значения, вызвали восторг у Пушкина, были напечатаны в пушкинском
«Современнике». Среди них есть посвящение Амалии: «Я помню время золотое, я
помню сердцу милый край, день вечерел, мы были двое, внизу в тени шумел
Дунай...» 1В. В 1840 году после
смерти своей первой жены Тютчев женился во второй раз. Он был уже отец большого
семейства. В одном из писем Тютчев признаётся в своей привязанности к госпоже
Крюденер: «После России - это моя самая давняя любовь». Любовь всегда была для
Тютчева «поединком роковым». Волнуясь о судьбе одной из своих дочерей, он
писал: «...быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее
названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...» 2В. Тютчеву было 47
лет, когда его любовь вызвала ответное и значительно более сильное чувство
совсем молоденькой девушки Елены Денисьевой. Она пожертвовала всем ради
любимого: «не только «свет» отвернулся от неё, от неё отрёкся родной отец». В
этом трагическом союзе с Тютчевым, союзе, не признанном ни людьми, ни церковью,
Денисьева родила 3 детей. Но любимый человек не принадлежал ей полностью. 1В. Тютчев не только не
порывал со своей семьёй, но и продолжал боготворить жену, дорожить ею. Эта
мучительная любовь длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, которая сошла в
могилу от чахотки. Тютчев напишет:
О, как убийственно
мы любим!...
Чтец: Сегодня, друг, 15
лет минуло с того блаженно рокового дня…
Чтец: Когда дряхлеющие силы нам начинают изменять… 2В. Скучный Карлсбад. Тяжело больной Фёдор
Иванович Тютчев приезжает сюда лечиться. Ему 67 лет. «Жизнь, как подстреленная
птица, подняться хочет, но не может...». И вдруг новая встреча с Амалией.
Казалось бы встретились 2 старых человека, всё прошло, всё в прошлом. Но...
«Я встретил вас, и всё былое в отжившем
сердце ожило...»
&
Звучит романс «Я встретил вас»
Чтец: Вот бреду я вдоль большой дороги в тихом
свете гаснущего дня… 1 В. Говорят, о Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует,
тот не чувствует поэзии вообще. Впрочем, это не истина в последней инстанции. За
несколько месяцев до своей смерти Тютчев пишет дочери Дарье Фёдоровне: «Вчера я
испытал минуты жгучего волненья вследствие моего свидания с моей дорогой
Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидаться на этом свете и
приезжала проститься со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать
мне прощальный поцелуй...» 2В. Вот и подошло к
концу заседание литературной гостиной. И подводя итог сказанному, мы делаем
вывод, что жизнь Фета и Тютчева продолжается в их стихах, романсах, написанных на
их стихи, и всегда будет продолжаться.
|