Ход урока
1. Беседа по вопросам:
– Ребята, известно ли вам имя писателя Н.В. Гоголя? Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения Н.В. Гоголя вы читали?
– Возможно, кто-то из вас видел кинофильмы, поставленные по мотивам произведений Гоголя. Поделитесь своими впечатлениями.
2. Слово учителя о биографии писателя. История возникновения сборника “Вечера…”.
1.Рассказ о родителях, бабушке Гоголя.
2.В имении Д.П. Трощинского.
3.Нежинская гимназия высших наук. Увлечения Гоголя (живопись, литература, театр).
4.“Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия”.
Несколько месяцев Гоголь жил в Германии. Приехав из-за границы, он снова стал заниматься литературным трудом, познакомился с В.А. Жуковским и П.А. Плетнёвым, который устроил Гоголя работать учителем истории в институт.
Гоголь много писал, работал над сборником “Вечера…”. Причём работал только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер – время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности, единению с окружающим миром. Вечер – время таинственного, чудесного, иррационального. Это значение указано предисловием к гоголевской книге: “Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!”. Вечер неудержимо впадает в ночь, а это уже вершина таинственного и чудесного. Ночь – время высших философских откровений, но одновременно и пик иррационального, когда сам древний хаос встречается с нашей душой.
Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”. На ночь падают фантастические события “Сорочинской ярмарки”, ночью совершается убийство в “Вечере накануне Ивана Купала”, месть в “Страшной мести”. По ночам морочат черти героев в “Пропавшей грамоте” и “Заколдованном месте”.
19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Общение с Пушкиным имело огромное значение для творческого развития молодого Гоголя. Пушкин внимательно следил за работой Гоголя, вникал в его замыслы, был требовательным, но чутким наставником и руководителем своего молодого литературного друга. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем.
В 1831 г. вышла первая книга “Вечеров”. С восторгом встретил появление сборника А.С. Пушкин: “Сейчас прочёл “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!”. Через год (в1832 г.) вышла вторая книга “Вечеров”.
3. Композиция сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
– Давайте посмотрим, какие повести входят в сборник “Вечера…”.
1-я книга
|
2-я книга
|
Предисловие
Сорочинская ярмарка
Вечер накануне Ивана Купала
Майская ночь, или Утопленница
Пропавшая грамота
|
Предисловие
Ночь перед Рождеством
Страшная месть
Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
Заколдованное место
|
В 1835 г. великий критик В.Г. Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя: “Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, всё, что может иметь народ оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…”.
4. Смысл названия повести. Название сборнику “Вечеров” подсказал П.А. Плетнёв: “Повести, изданные пасичником Руды?м Панько?м”, который будто бы жил возле Диканьки. Как вы думаете, ребята, была ли такая деревня на самом деле?(Название это было наполнено для Гоголя глубоким внутренним смыслом. Диканька – родовое имение Кочубеев в Миргородском уезде Полтавской губернии, находившееся в 25 верстах от Васильевки. Старый дубовый лес в Диканьке был любимым местом прогулок юного Гоголя.)
– Как вы понимаете название этой деревни? (Диканька – это и нечто далёкое, удалённое от центра, от “света”. Диканька – первозданное, сохранившее свою самобытность, не затронутое цивилизацией. Но Диканька – это и нечто невероятное, “дикие речи, вздор, враки, пустяки”, как определено понятие “дичь” в словаре В.И. Даля, и не только “пустяки”, но и невероятно страшное, пугающее. Кстати, значение необычного, странного было дано в предисловии: “…нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечере у пасичника Рудого Панька”.)
– Почему же Рудый Панько? (Рудый – значит рыжий, указание на цвет волос. А Гоголь был в молодости несколько рыжеват, по-украински – “рудый”. Панько – уменьшительно-ласкательная форма имени Панас – прозвище по деду (его звали Афанасием, Панасом)).
– Замечу, что Гоголь подписывался различными псевдонимами: “В. Алов” (именно под таким псевдонимом вышла его первая поэма Гоголя “Ганц Кюхельгартен”), двойной фамилией, под которой в своё время писал его отец – “Гоголь-Яновский”, затем сокращённым от него – “Г.Янов”, а иногда – “ОООО”, поставленными слитно четырьмя буквами “О” (так как имелись в двойной фамилии: по тогдашней транскрипции говорили: Гоголь – Яновской).
– Итак, чего же боялся пасичник при издании своих произведений? (Боялся, что его не поймут, поэтому “на всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом”, приводит слова непонятные в алфавитном порядке, даёт им объяснение)
5. Работа со словарём. Эпиграф к повести.
– Как называется набор слов, которые выписаны по алфавиту и объяснены? (Словарь)
– Прочтите несколько записей из этого словаря. Какие из этих пояснений вам были необходимы? Какие слова вы поняли и без объяснения?
– Итак, откройте повесть Н.В. Гоголя “Майская ночь, или Утопленница”. Впервые напечатана в 1831 г. в сборнике “Вечера” и открывалась она эпиграфом на украинском языке. Почему? Ведь вся повесть написана на русском.(Н.В. Гоголь сразу же хочет погрузить нас в атмосферу украинского села, чтоб мы ясно представили себе украинские вышивки на одежде весёлых жизнерадостных парубков и дивчат, чтоб мы очаровались песенным складом украинской речи.)
6. Анализ 1-й главы. Главные герои повести. Работа с иллюстрациями.
– С чего начинается глава? Какое время суток описывается? (Сумерки, вечер)
– Как вы понимаете фразу – Парубки и девушки стремились “выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем”? Почему веселье неразлучно с уныньем? (Вот в этом первая тайна Гоголя. Его жизнерадостность, веселье не бывают абсолютными, они связаны с чем-то иным. А здесь разгадка простая: молодёжь поёт народные песни, а они всегда грустные.)
– С кем мы встречаемся? С какими героями? (Левко и Ганна) Какие они? Как они относятся друг к другу? Почему мы так считаем? (Они любят друг друга. Это видно по словам, которые они говорят друг другу. Мы слышим признание в любви. Обратите внимание на то, что речь этих героев поэтична, в ней много образных выражений, которые встречаются в песнях. Речь напевна, у неё свой ритм, народно-песенный склад.)
– Как Левко и Ганна обращаются друг к другу? Как герой называет Ганну? (Галю, моя ясноокая красавица, гордая дивчина, моя красная калиночка, моя милая девушка, моя красавица, моя Галю)
– Как она называет Левко, своего возлюбленного? (Левко, чернобровый казак, милый, чернобровый парубок)
– Нарисуйте словесный портрет героев. Как они выглядят? Каковы черты их лица, одежда, украшения? Что мы вообще узнаём о героях?
Ганна
|
Левко
|
Белое личико, ясноокая красавица, белая ручка, беленькие ножки, гордая дивчина, девушка на поре 17 весны, будто звёздочки ясные очи, красное коралловое монисто, когда-то жила у матери.
|
Молодой казак, с бандурою в руках, сын сельского головы, на нем решетиловская шапка. Казак идёт по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает; свитка, пояс; орлиные очи парубка, карие очи, бандура на длинном ремне, чернобровый козак, чёрные усы, есть отец, который не соглашается на их с Ганной свадьбу.
|
– А если бы вам пришлось нарисовать портреты героев, это было бы трудное задание? Почему? (Нет конкретного описания внешности. Мало подробностей, много эпитетов, сравнений, фольклорных слов.)
– Посмотрите иллюстрацию палехского художника А. Куркина “Левко и Ганна”. Но прежде, что значит “палехский”? (Палехская миниатюра – вид народной миниатюрной живописи яркой темперой (краски, растёртые на эмульсии) и золотом на чёрных лаковых изделиях из папье-маше. По названию посёлка Палех, где в начале XX века на основе иконописного промысла возник соответствующий вид росписи.)
– Чем художник Куркин дополнил портреты героев? (Показал высокую стройную фигуру парубка, разукрасил красным и зелёным его одежду, мы видим вышивку на рубашке, и бандура расписана в духе народных традиций. Ганна нарядная, в её одежде яркие, сочные краски, национальная вышивка на переднике, блузке. У неё длинная чёрная коса, на голове венок с лентами)
– Где конкретнее портрет: в повести или на иллюстрации?
– Итак, портрет героев в повести дан в духе народной песни, сказки, в нём больше сравнений, чем конкретных деталей. Обратите внимание: фольклорные традиции проявляются не только в портрете, но и в характерах. Какими словами можно охарактеризовать Ганну? (Гордая, восторженная, поэтичная. Она любуется природой, мечтательная: хочет быть птицей, верит в далёкую счастливую страну. У девушки высокая душа, она умеет искренне любить. Всё это отражает народные представления о женщине.)
– Похожи ли Левко и Ганна на обычных героев волшебных сказок? (Похожи. Они добрые, весёлые, честные, предприимчивые, борются против зла.)
– Но всё-таки эти герои необычны. Чем же? (На них национальные костюмы. Можно сказать, что это реальные лица, мы можем их представить.)
– Вы внимательно слушали мой рассказ о Гоголе? Как писателю удалось нарисовать портреты такого казака и молодой казачки? (Собирал фольклор, в своих письмах просил мать описать быт, нравы людей.)
– Почему у Ганны недобрые предчувствия? (Недобрые здесь люди, не верит в возможность счастья с любимым. “Мне всё что-то будто на ухо шепчет, что вперёд нам не видаться так часто… Признаюсь, мне веселее у чужих было”.)
– Что её волнует? (Говорил ли Левко со своим отцом.)
– Что ответил ей Левко? Почему “унывно” зазвучало в его устах слово “говорил”? (Это синоним безнадёжности. Отец по обыкновению своему притворился глухим.)
– Как Ганна укрепляет решимость Левко, ободряет его? (Да тебе только стоит, Левко, слово сказать – и всё будет по-твоему”.)
– Найдите слова, подтверждающие, что Ганна и Левко тонко чувствуют природу, любят её. (“Они замерли, очарованные…”)
7. Подведение итогов урока.
8. Объяснение домашнего задания. подготовить выразительное чтение отрывка об украинской ночи наизусть; вспомнить определения слов: “эпитет”, “сравнение”, “олицетворение”; выписать из первого абзаца 2-ой главы эпитеты, сравнения, олицетворения, оформив в виде таблицы. Подготовить пересказ легенды об утопленнице.
|