Ход урока
Оргмомент
Беседа о лирике М.Ю. Лермонтова
Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
- Как вы думаете, почему поэт 19 века Д.С.Мережковский назвал Лермонтова “ночным светилом” русской поэзии? Как вы понимаете эту метафору?
- У поэта 20 века А.А.Вознесенского есть такие строки:
Стихи не пишутся — случаются, Как чувства или же закат. Душа - слепая соучастница. Не написал - случилось так.
- Согласны ли вы с тем, что стихи “случаются”?
- Случались ли у вас стихи?
- В какие моменты жизни вам хотелось выразить чувства в стихах?
- Расскажите, как “случилось” у М.Ю.Лермонтова стихотворение “Тучи”?
В центре лирического произведения (целесообразно вспомнить роды литературы) лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.
Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Прочитаем его стихотворения и попробуем проникнуться настроением лирического героя.
Проверка домашнего задания. Тучи наизусть
Анализ стихотворения “Тучи”
- Рассмотрим поэтические образы стихотворения. Обратимся к названию.
- Какие слова ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)
- Подберите определения к слову “тучи” (темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые)
- Какое настроение возникает у читателя? - О чем это стихотворение?
- Прочитаем начало стихотворения:
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
- Подберите прилагательные к слову “тучки” (легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...)
- Какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга...)
- Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое...)
- Но почему-то такого настроения не возникает. Как называет тучки поэт? (вечные странники).
- Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)
В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”.
- Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая). Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.
- Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
Ответ дается в третьей строфе, где отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.
- Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
-Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)
В результате беседы учащиеся приходят к выводу:
Мотив одиночества в стихотворении воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений.
В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.
Анализ стихотворения “Утес”. Обратимся к еще одному стихотворению М.Ю.Лермонтова, написанному в 1841 году. Это стихотворение высоко ценили критик В.Г. Белинский и писатель М. Горький, его иллюстрировали русские художники, многие композиторы положили его на музыку. Послушайте его в исполнении актера (Прослушивание аудиозаписи)
Беседа.
- О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и тучка)
- Речь идет о природных явлениях? (нет, о душах и судьбах человеческих)
В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица)
Тучка. Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств
- Тучка (уменьш. Суффикс) Золотая (эпитет) Умчалась (олицетворение) Весело (эпитет)
- Играя (олицетворение) По лазури (метафора)
Ассоциации Легкая, подвижная, легкомысленная, Молодость, беззаботность, Чистое небо, радость, солнце Утес
Лексическая цепочка с указанием выразительных средств
- утёс-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина (олицетв.) старый (эпитет)
- одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.)
Ассоциации тяжёлый, неподвижный несчастный старость, разлука одиночество слезы
- Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен (это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов), светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".
Образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба. "Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".
Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".
Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций не вызывает.
Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха. "Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".
Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага...", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".
- В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество)
Ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова "и тихонько плачет он в пустыне".
- Почему "тихонько"?
- Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко...
- А как мы теперь относимся к "тучке"?
- Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе?
- А какие чувства испытываем к утесу?
- Жалость, сочувствие.
- Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения.
Вывод. Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с творчеством М.Ю Лермонтова, узнали, какие обстоятельства жизни повлияли на настроение поэта, обусловили его трагическое мироощущение. А самое главное, получили первое представление об анализе стихотворения, вместе проанализировали два стихотворения М.Ю. Лермонтова, научились за стихотворными строками угадывать настроение поэта, его чувства и переживания. Попробуйте дома разобрать хорошо знакомое вам стихотворение “На севере диком” по плану, записанному на доске.
Домашнее задание
- Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком” по плану:
- Выявить ключевые образы.
- Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.
- Дать истолкование стихотворения (объяснить, как вы понимаете его содержание).
- Выстроить возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания.
- Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов
7.
|