Среда, 23.07.2025, 23:32

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои файлы [51]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Файлы » Мои файлы

Лесков. Человек на часах. «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром»
11.06.2015, 10:26
  • «Делай добро – никого не бойся»
  • /народная мудрость/
  • Ход урока
  • «Минувшее проходит предо мною…». Знакомясь с произведениями данного раздела, мы пытаемся проследить, как прошлое связано с настоящим, и, кроме того, большое внимание уделяем характеристике героя, которая включает в себя несколько параметров. Перед тем как перейти к сегодняшней теме, мне хотелось бы обратить внимание на ключевые слова нашего занятия, т.е. я вам предлагаю составить словарь урока. Но слова эти зашифрованы, и вам необходимо будет догадаться,  что это за слова.
  • Работа в группах: 1 группа «Магический квадрат»; 2 группа «Найди зашифрованное слово»; 3 группа «Составь фразу». Вот те ключевые слова, на которые мы будем опираться в ходе урока: добро, милосердие, сострадание, характер.
  • Итак, сегодня на уроке на примере рассказа Н.С.Лескова мы постараемся выяснить, какую роль сыграло происшествие в раскрытии характера героя, а также попробуем разобраться в понятиях «добро» и «зло» и ответим на вопрос «Всегда ли человек получает награду за добро и должны ли мы только лишь за вознаграждение делать добрые дела?»
  • Не случайно и темой урока и эпиграфом к нему являются две народные мудрости: «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром», «Делай добро – никого не бойся».
  • -Как вы думаете, почему, прочитав произведение, мне вспомнились именно эти два высказывания?
  • -Да, действительно, в рассказе говорится о том, что главный герой, часовой Постников, спасает тонущего человека, таким образом, совершает добро. Но мало того, что его не награждают, еще и наказывают двумястами розог.
  • - Мне бы хотелось, обратить ваше внимание на то, как сам автор охарактеризовал случай, который положен в основу произведения. (Анекдот).
  • - Как вы, думаете, что такое анекдот? Вот как толкуется это слово в словаре Ожегова: Анекдот 1. Очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным концом. 2. Смешное происшествие.
  • - Получается, что спасти человека от неминуемой смерти – это смешно и забавно? Кроме того, рассказ о том, как Постников, рискуя собственной жизнью, спас человека – это смешное происшествие? Как по-вашему?
  • - Для того чтобы понять, что же все-таки произошло в ночь Крещения, на набережной у Зимнего Дворца, что за человек этот Постников, который, зная, что его накажут бросился спасать человека, предлагаю некоторые эпизоды подробнее проанализировать.
  • - Давайте вспомним, что нам помогает понять характер героя: чувства; переживания; жизненные принципы; мысли; воля; отношение к людям; поступки.
  • Всегда ли автор сам указывает, какими чертами характера наделен его герой? Нет, не всегда, писатель своего героя, как правило, ставит в различные жизненные ситуации, чтобы читатель сам обнаружил черты его характера. Поэтому необходимо выделять такие эпизоды, в которых с наибольшей полнотой раскрывается характер героя.
  •  - Предлагаю вам прослушать отрывок музыкального произведения и ответить мне на вопрос: «К какому, по вашему мнению, эпизоду его можно отнести?» Как вы это поняли, докажите.
  • -Итак, слушая музыку, мы сразу же представили, как мучается Постников, увидев тонущего человека, просящего помощи. Найдите строчки, подтверждающие терзания героя.
  • Сердце Постникова                                                         …помнит и службу и присягу…
  • так и ноет, так и стучит, так и замирает…
  • Так беспокойно с сердцем                                              …ни под каким предлогом
  •  делается от этих воплей…                                               не смеет покинуть своей будки
  • страшно слышать, как другой человек                                                                                       
  •  погибает                                                                            отлично понимал, что оставить пост
  • и не подать помощи                                                      есть вина часового, за которой последует суд.
  •  -Действительно, Постников переживает муки, страдания. Внутри него происходит борьба. Как вы думаете. Что в нем борется? (Сердце и ум; человечность (совесть) и долг)
  • - Постников не знает, как ему поступить: если уйдет с поста – нарушит воинскую обязанность, если не спасет человека – совесть будет мучить всю жизнь.
  • - Представьте следующую ситуацию:
  • Вы проходите мимо поста, где стоит Постников, а рядом тонет человек. Что вы будете делать?
  • Вы Постников. Как бы вы поступили в данной ситуации?
  • Вы офицер-инвалид. Ваши действия?
  • -Судя по тому, как в сложной ситуации поступает Постников, что в нем берет верх? Конечно же, совесть, человечность. А если так, то, какими чертами характера обладает Постников? Ему свойственны: доброта; чуткость; способность сострадать: милосердие; отзывчивость; способность прийти на помощь.
  • - А теперь обратимся к тексту и проследим, с помощью каких художественно-изобразительных средств Лесков раскрывает нам характер Постникова (эпитеты: нервный, чувственный, непокорное сердце, умное, исправное, с ясным рассудком).
  • - Основные черты характера мы определили, а сейчас попробуйте составить портрет героя. Попробуйте через внешние признаки выразить внутреннее состояние героя.  Часть класса словесный портрет(1,2 группа), часть (3 группа) – по фрагментам лица.  (Работа в парах).
  • - Обратите внимание на слова: Тону! Спасите! Кому они принадлежат?
  • - Они могут принадлежать и Постникову. Ведь он тоже гибнет? Но если тонущего человека спасает главный герой, то кто же спасет самого Постникова? И прилагает ли усилия, чтобы спасти солдата, а может его и  спасли?
  • - Да его можно было спасти, и это мог сделать Свиньин. И он это сделал в какой- то мере. Он не доносит царю, Постникова не судят, не расстреливают. То есть, согласно народной мудрости, Свиньин помогает человеку, следовательно, тоже совершает добро?! А кроме Свиньина были еще и Кокошкин, Владыка и др.
  • - Какие личные качества раскрылись у этих людей? (карьеризм, трусость, чинопочитание и другие).
  • - Так чем же отличается «добро» Постникова и «добро» Свиньина? (Постников спасает человека от чистого сердца, Свиньин не доносит царю, таким образом, спасая человека, беспокоится  лишь о своей карьере, заботится о своей шкуре.
  • - Значит у каждого человека своё понимание добра. Ведь для Постникова добро – спасти человека, не задумываясь о последствиях, для Свиньина – главное не запачкать честь мундира и т.д.
  • - А что для вас добро и зло?
  • - Таким образом, в произведении, как и в жизни очень часто бывает, добро и зло сливаются воедино. И как нам жить? Как распознать, где заканчивается добро и начинается зло? Мы с вами четко определились, что добро – это что-то хорошее для человека, а зло – все то, что противоположно хорошему. Но не надо забывать о том, что зло часто прикрывается маской добра, и в этом мы убедились на примере со Свиньиным. Поэтому необходимо четко знать, что судить надо о людях по делам, и не бояться делать добрые дела, потому что найдутся люди, которые оценят правильно ваши дела и поступки, да и дело даже не в этом, главное, чтобы совесть наша была чиста и спокойна. Надо помнить, что долг нельзя выполнять слепо, в ущерб интересам людей, человечности.
  • - А как вы думаете, почему рассказ называется именно «Человек на посту», а не «Солдат на посту» или  «Постников на службе»? Что для вас значит Человек?
  • - ЧЕЛОВЕК стоял на посту, потому что мы люди отличаемся от живых существ способностью к состраданию, взаимопомощи, чуткостью. Человек – это воплощение любви и милосердия!
  • - Какую же роль сыграло происшествие в раскрытии характеров героев? Происшествие, поступок, подвиг определил: Постникова добрым, честным, бескорыстным и выявил эгоизм, лицемерие, жестокость высокопоставленных лиц.
  • -  Так что же имел ввиду Н.С.Лесков, называя эту историю анекдотом?
  • - возвращаясь к эпиграфу, подведем итог урока - на примере подвига Постникова мы убедились, что надо делать добро и не ждать награды, и не бояться последствий. Я надеюсь, что вы будете сеять добро, посыпать добром, жать добро и оделять добром, не ожидая ни наград, ни похвалы.
  •  

 

Категория: Мои файлы | Добавил: tan4a
Просмотров: 1559 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]