Ход урока
-Мы прочитали роман А.С.Пушкина «Дубровский» о взаимоотношениях народа и господ.
Тема сегодняшнего урока – понятие о композиции эпического произведения.
Работа с учебником. Откроем учебники на странице статью «Композиция»:
«Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Запись определения в тетрадь.
- Читаем далее: Повествование в художественном произведении может строиться в хронологической последовательности, либо с нарушением её.
-Ребята, как вы понимаете смысл слов «в хронологической последовательности»?
Словарная работа: подобрать однокоренные слова к слову «хронологический» и записать их в тетрадь, устно объяснить их значение.
-Обратимся к записи на доске: в хронологической последовательности – во временной последовательности.
-В произведение могут быть включены подробные описания места действия, обстановки, переживаний героев, рассказы других лиц. Все эти элементы задерживают развитие действия, но позволяют вернее нарисовать героев, полнее и глубже раскрыть замысел автора, а иногда вызвать напряженный интерес читателя».
- Обратим внимание на последние слова статьи. Интересно ли вам было читать 8 – 11 главы?
Итак, чем вызван наш напряженный читательский интерес? Для этого подумаем, все ли события в романе изложены в хронологической последовательности.
Проверка домашнего задания.
-Составьте план основных событий глав 8-11 в той последовательности, в какой они описаны в романе. Восстановите истинный ход событий. С какой целью А.С.Пушкин нарушает временную последовательность событий?
Учитель просит одного из учеников написать план на доске.
Доска разделена на две половины, которые озаглавлены учителем:\
План основных событий, как они
описаны в романе
|
|
Истинный ход событий
|
Ответ ученика:
1..Дефорж и медведь.
2.Обед у Троекурова.
3.Спицын и Дефорж.
4.Встреча Дубровского с Дефоржем.
|
|
(Эта часть доски пока закрыта).
Дефорж и медведь.
Обед у Троекурова.
Спицын и Дефорж.
|
Учитель открывает вторую половину доски, где частично изложен истинный ход событий.
- Какого события не хватает, чтобы восстановить последовательность изложения?
Один из учеников дописывает недостающий пункт плана в правую часть доски.
- Итак, сделаем вывод. Зачем А.С.Пушкин переставил события?
Ответ ученика:
-Это сделано, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя.
Учитель дополняет:
- А.С.Пушкин прибегает к такому приёму, чтобы позволить догадливому читателю понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснения автора.
Запись в тетрадях.
Учитель:
- Итак, автор нарушает временную последовательность событий и только в самом конце (11 гл.) рассказывает о сделке, произошедшей между учителем-французом и Дубровским на почтовой станции.
Инсценировка эпизода «Встреча Дубровского и Дефоржа на почтовой станции».
Принимают участие 4 человека: Дубровский, Дефорж, смотритель и смотрительша.
Учитель:
Ребята, о чем говорят последние слова жены смотрителя: «Бога ты не боишься, Сидорыч.
Зачем ты не сказал мне того прежде, я бы хоть взглянула на Дубровского, а теперь жди, чтоб он опять завернул. Бессовестный ты, право, бессовестный» ?
Ответ ученика:
- О нем идет слава как о благородном разбойнике, потому что он грабит только богатых помещиков, а бедным людям он помогает.
Учитель:
- А.С.Пушкин создает эффект неожиданности в сцене, когда Дефорж грабит Спицына и вдруг оказывается Дубровским. Давайте задумаемся, какие события предыдущих глав получают для нас новый смысл. Становится понятно,
(ответы учеников)
- почему так смутился француз во время первого разговора с Машей;
- почему у него оказался карманный пистолет, из которого он убил медведя;
- как он смог с таким достоинством отвечать Троекурову
- и особенно выразительной становится сцена обеда.
Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа-Дубровского.
(Дубровский сохранил самообладание и справился с естественным волнением в тот момент, когда исправник зачитал его приметы. Он рисковал быть узнанным. Обед длился около трех часов, и постоянно говорили о нем. Дубровский принял невозмутимый вид человека, не понимающего, о чем идет речь).
Учитель:
- Что мы узнали сегодня на уроке?
Ученики:
- Мы познакомились с понятием композиция.
- Мы узнали, что не всегда повествование строится в хронологической последовательности, что автор часто нарушает хронологию, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя.
Учитель:
- Ещё раз прочитаем определение композиции, потому что с этим будет связано ваше домашнее задание.
Ученик читает вслух определение композиции.
Вопрос учителя:
- Какой эпизод в романе мы будем считать заключительным?
Возможный ответ:
Владимир Дубровский покинул своих крестьян, потому что месть ,которой он так жаждал, оказалась не нужной. Машу он потерял. Дальнейшая жизнь в качестве благородного разбойника бессмысленна.
Домашнее задание: в тетрадях по литературе дать развернутый письменный ответ на вопрос: «Почему так печально заканчивается роман?»
Подготовится к сочинению
Благородство против подлости
История жизни Владимира Дубровского
Дубровский - разбойник или жертва
В.Дубровский - благородный разбойник
Как Дубровский стал Дефоржем
Образ Маши Троекуровой
Что есть подлость и честь
Можно ли оправдать все поступки Владимира Дубровского?
В чем трагедия Маши Троекуровой в повести Пушкина «Дубровский»
Отношения между Машей и Дубровским
|