Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...», «Весенние воды»
| 11.06.2015, 10:31 |
- Ход урока
- I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
- 1.Показ видеоролика «Зимний пейзаж»
- 2.Слово учителя: На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего пейзажа. Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?
- Сегодня у нас урок – исследование. Исследовать мы будем поэтический текст, будем учиться чувствовать слово. Для исследования предлагаю вам взять стихотворение Ф.И.Тютчева. И это не случайно. Тютчев – певец природы. Его пейзажная лирика проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.
- II. Актуализация знаний
- Эпиграфом к уроку я взяла слова из стихотворения Тютчева. Они точно передают отношение Тютчева к природе.
- - Как вы считаете, какая у него природа? (живая, мыслящее существо, чувствует, дышит, радуется, грустит…)
- - Вспомните его стихотворения о природе:
- «Люблю грозу в начале мая…», «Весенние воды», «Зима недаром злится».
- - Какой образ вам там запомнился? (Гром грохочет, как бы резвяся и играя; весенние воды бегут и будят сонный брег, гласят во все концы; уступая дорогу весне, зима злится, хлопочет, ворчит…)
- - Но чтобы заметить, почувствовать красоту, нужно обладать, как говорил, А.Фет, «зоркостью по отношению к красоте». А такую зоркость можно приобрести в результате вдумчивого чтения произведений русских писателей и поэтов о природе вообще, и Тютчева в частности.
- И на сегодняшнем уроке мы будем учиться понимать язык природы, чувствовать её душу и развивать «зоркость по отношению к красоте»
- III. Анализ текста.
- -Рассмотрим мы с вами стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»
- Откройте учебник и прочитайте стихотворение шепотом. (Жужжащее чтение)
- - О чем это стихотворение?
- - Каким увиден зимний мир поэтом? (Застывшим, затаившимся, загадочным, взглядом сказочника)
- Сказочность стихотворения достигается в первую очередь отбором «волшебной лексики»
- - Приведите, пожалуйста, примеры соответствующие «волшебной лексике» (чародейка - Зима, лес околдован, очарован, опутан, чудная жизнь, сон волшебный, краса ослепительная)
- - О чем говорят эти слова, употребленные в стихотворении ( О сказке. О сказочном описании зимнего леса)
- - Почему Зима названа поэтом чародейкой?
- - Подберите слова, которыми можно заменить слово «чародейка».
- - Найдите однокоренное слово в стихотворении.
- - Какой корень в этих словах, что обозначает это слово «чары»? (волшебство, обаяние)
- -Значит, эти слова связаны между собой. А каким образом?
- (Зима выступает как чародейка, волшебница. Она заколдовала лес, и теперь он под влиянием её волшебной силы, её чар стоит заколдован, а значит, и очарован)
- Чем очарован зимний лес?
- - Какой волшебный сон снится зимнему лесу?
- - Как вы думаете, что такое чудная жизнь зимнего леса?
- - От какого слова произошло это слово? ( Чудо)
- - А что обозначает это слово? ( что-то очень красивое, необычное)
- - Подберите слова- синонимы к слову чудная (прекрасная, удивительная, волшебная)
- - Можно заметить чудную жизнь леса? Почему она является невидимой, скрытой?
- (под снежной бахромой)
- (Индивидуальная работа с толковым словарем: значение слова «бахрома»)
- _ У каких предметов бывает бахрома? Что из себя представляет бахрома?
- - А снежная бахрома у леса? Что это? (покрытые снегом ветви деревьев)
- - Какие эпитеты подбирает автор к слову бахрома? (неподвижные, немые)
- - Как вы понимаете значение слова «немая»?
- -В каком значении употреблено это слово в стихотворении? (тихий, безмолвный)
- - Почему так охарактеризована снежная бахрома, а через неё и весь лес?
- Проверка индивидуального задания:
- - Зачитайте значение слова из словаря
- - Как вы думаете, какой смысл вложил Тютчев в слово бахрома?
- - Обратите внимание на вторую строфу стихотворения.
- - Какое необычное, на ваш взгляд, сочетание слов там есть? (окован легкой цепью пуховой)
- - Что такое цепь? Какой она обычно бывает?
- - Какой названа цепь у Тютчева? (пуховой, устаревшая форма слова пуховый)
- -Почему цепь, которой окован, опутан лес такая легкая? (Снег легкий, как пух, но он сверху донизу опутывает каждое дерево)
- -Кроме устаревшей формы слова «пуховой» Тютчев использует еще 2 устаревших слова, найдите их в стихотворении (мещет, краса)
- - Что это слово обозначает? (метать – кидать, бросать)
- - Что мещет солнце?
- -Почему луч солнца косой? (зимой солнце низко над горизонтом, поэтому лучи падают сбоку)
- - Как преображается лес, когда на него солнце мещет луч косой? Опишите подробно, что происходит.
- - Что такое краса? (красота)
- - Какой эпитет подобрал Тютчев к этому слову?
- -Как вы понимаете значение этого слова?
- - Можете сделать вывод, зачем Тютчев использует устаревшие слова в стихотворении?
- (подчеркнуть торжественность момента)
- - Давайте посмотрим на картину Шишкина. Таким ли вы себе представляли лес после знакомства со стихотворением Тютчева?
- - Соответствует ли изображенное на картине описанию зимнего леса в стихотворении?
- - Какие особенности зимнего леса, описанные Тютчевым, вы можете найти на картине?
- - Как бы вы назвали картину?
- А теперь попробуйте подобрать строчки из стихотворения, которые бы отображали основную мысль картины.
- - Ребята, а как надо ходить по такому лесу? Почему?
- -Только ли о красоте нужно заботиться? (ветки хрупкие на морозе, быстро ломаются)
- - А теперь опять вернемся к стихотворению. Вы, наверное, обратили внимание, что мы его еще не читали вслух. Как вы думаете, какой темп чтения будет соответствовать этому стихотворению? Зависит ли темп от содержания?
- - А вы не заметили ничего особенного в построении стихотворения? Из скольких строк состоит каждая строфа в стихотворении?
- - Есть ли что-то общее для всех трех строф стихотворения в постановке знаков препинания?
- - Пока мы не знаем, когда в сложном предложении ставится тире, но, может быть, попробуем сами сделать вывод.
- Чтение стихотворения по частям:
- 1 ученик читает 1, 2 строку, 2 ученик – 3,4,5 строку
- (1 – общий план картины околдованного леса, 2 – в деталях раскрывается чудная жизнь и ослепительная краса)
- Но двойную жизнь природы (внешнюю – видимую и внутреннюю – угадываемую) помогает показать не только построение строфы, но и наличие метафор, эпитетов, олицетворения.
- - Найдите их и объясните смысл. (Олицетворения: лес околдован Чародейкою-Зимою, сном волшебным очарован, блестит чудной жизнью…
- Метафора: под снежной бахромою окутан цепью
- Эпитеты: легкой пуховой (цепью), неподвижная, немая (бахрома)
- VI. Итог урока. Выводы. Рефлексия.
- - Ну а теперь, как настоящие исследователи сделайте вывод по нашей работе на уроке. Легко ли понять стихотворение? Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?
- (Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы).
- VII. Домашнее задание (на выбор)
- 1.Выучите стихотворение наизусть.
- 2.Попробуйте создать поэтическую миниатюру «Зимняя сказка»
- 3.Создайте презентацию «Мороз и солнце, день чудесный…», используя картины художников и стихотворения русских и современных поэтов, а также собственные фотографии зимнего леса (парка)
|
Категория: Мои файлы | Добавил: tan4a
|
Просмотров: 1179 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 5.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|