Понедельник, 21.07.2025, 12:52

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои файлы [51]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Файлы » Мои файлы

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...», «Весенние воды»
11.06.2015, 10:31
  • Ход урока
  • I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
  • 1.Показ видеоролика «Зимний пейзаж»
  • 2.Слово учителя: На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего пейзажа. Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?
  • Сегодня у нас урок – исследование. Исследовать мы будем поэтический текст, будем учиться чувствовать слово. Для исследования предлагаю вам взять стихотворение Ф.И.Тютчева. И это не случайно. Тютчев – певец природы. Его пейзажная лирика проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.
  • II. Актуализация знаний
  • Эпиграфом к уроку я взяла слова из стихотворения Тютчева. Они точно передают отношение Тютчева к природе.
  • - Как вы считаете, какая у него природа? (живая, мыслящее существо, чувствует, дышит, радуется, грустит…)
  • - Вспомните его стихотворения о природе:
  •  «Люблю грозу в начале мая…», «Весенние воды», «Зима недаром злится».
  • - Какой образ вам там запомнился? (Гром грохочет, как бы резвяся и играя; весенние воды бегут и будят сонный брег, гласят во все концы; уступая дорогу весне, зима злится, хлопочет, ворчит…)
  • - Но чтобы заметить, почувствовать красоту, нужно обладать, как говорил, А.Фет, «зоркостью по отношению к красоте». А такую зоркость можно приобрести в результате вдумчивого чтения произведений русских писателей и поэтов  о природе вообще, и Тютчева в частности.
  • И на сегодняшнем уроке мы будем учиться понимать язык природы, чувствовать её душу и развивать «зоркость по отношению к красоте»
  • III. Анализ текста.
  • -Рассмотрим мы с вами стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»
  • Откройте учебник и прочитайте стихотворение шепотом. (Жужжащее чтение)
  • - О чем это стихотворение?
  • - Каким увиден зимний мир поэтом? (Застывшим, затаившимся, загадочным, взглядом сказочника)
  • Сказочность стихотворения достигается в первую очередь отбором «волшебной лексики»
  • - Приведите, пожалуйста, примеры соответствующие «волшебной лексике» (чародейка - Зима, лес околдован, очарован, опутан, чудная жизнь, сон волшебный, краса ослепительная)
  • - О чем говорят эти слова, употребленные в стихотворении ( О сказке. О сказочном описании зимнего леса)
  • - Почему Зима названа поэтом чародейкой?
  • - Подберите слова, которыми можно заменить слово «чародейка».
  • - Найдите однокоренное слово в стихотворении.
  • - Какой корень в этих словах, что обозначает это слово «чары»?   (волшебство, обаяние)
  • -Значит, эти слова связаны между собой.  А каким образом?
  • (Зима выступает как чародейка, волшебница. Она заколдовала лес, и теперь он под влиянием её волшебной силы, её чар стоит заколдован, а значит, и очарован)
  •  Чем очарован зимний лес?
  • - Какой волшебный сон снится зимнему лесу?
  • - Как вы думаете, что такое чудная жизнь зимнего леса?
  • - От какого слова произошло это слово? ( Чудо)
  • - А что обозначает это слово?     ( что-то очень красивое, необычное)
  • - Подберите слова- синонимы к слову чудная   (прекрасная, удивительная, волшебная)
  • - Можно заметить чудную жизнь леса? Почему она является невидимой, скрытой?
  •    (под снежной бахромой)
  • (Индивидуальная работа с толковым  словарем: значение слова «бахрома»)
  • _ У каких предметов бывает бахрома? Что из себя представляет бахрома?
  • - А снежная бахрома у леса? Что это?   (покрытые снегом ветви деревьев)
  • - Какие эпитеты подбирает автор к слову бахрома? (неподвижные, немые)
  • - Как вы понимаете значение слова «немая»?
  • -В каком значении употреблено это слово в стихотворении? (тихий, безмолвный)
  • - Почему так охарактеризована снежная бахрома, а через неё и весь лес?
  • Проверка индивидуального задания:
  • - Зачитайте значение слова из словаря
  • - Как вы думаете, какой смысл вложил Тютчев в слово бахрома?
  • - Обратите внимание на вторую строфу стихотворения.
  • - Какое необычное, на ваш взгляд, сочетание слов там есть?  (окован легкой цепью пуховой)
  • - Что такое цепь? Какой она обычно бывает?
  • - Какой названа цепь у Тютчева?  (пуховой, устаревшая форма слова пуховый)
  • -Почему цепь, которой окован, опутан лес такая легкая? (Снег легкий, как пух, но он сверху донизу опутывает каждое дерево)
  • -Кроме устаревшей формы слова «пуховой» Тютчев использует еще 2 устаревших слова, найдите их в стихотворении (мещет, краса)
  • - Что это слово обозначает? (метать – кидать, бросать)
  • - Что мещет солнце?
  • -Почему луч солнца косой? (зимой солнце низко над горизонтом, поэтому лучи падают сбоку)
  • - Как преображается лес, когда на него солнце мещет луч косой? Опишите подробно, что происходит.
  • - Что такое краса?  (красота)
  • - Какой эпитет подобрал Тютчев к этому слову?
  • -Как вы понимаете значение этого слова?
  • - Можете сделать вывод, зачем Тютчев использует устаревшие слова в стихотворении?
  • (подчеркнуть торжественность момента)
  • - Давайте посмотрим на картину Шишкина. Таким ли вы себе представляли лес после знакомства со стихотворением Тютчева?
  • - Соответствует ли изображенное на картине описанию зимнего леса в стихотворении?
  • - Какие особенности зимнего леса, описанные Тютчевым, вы можете найти на картине?
  • - Как бы вы назвали картину?
  • А теперь попробуйте подобрать строчки из стихотворения, которые бы отображали основную мысль картины.
  • - Ребята, а как надо ходить по такому лесу? Почему?
  • -Только ли о красоте нужно заботиться? (ветки хрупкие на морозе, быстро ломаются)
  • - А теперь опять вернемся к стихотворению. Вы, наверное, обратили внимание, что мы его еще не читали вслух. Как вы думаете, какой темп чтения будет соответствовать этому стихотворению? Зависит ли темп от содержания?
  • - А вы не заметили ничего особенного в построении стихотворения? Из скольких строк состоит каждая строфа в стихотворении?
  • - Есть ли что-то общее для всех трех строф стихотворения в постановке знаков препинания?
  • - Пока мы не знаем, когда в сложном предложении ставится тире, но, может быть, попробуем сами сделать вывод.
  • Чтение стихотворения по частям:
  • 1 ученик читает 1, 2 строку, 2 ученик – 3,4,5 строку
  • (1 – общий план картины околдованного леса, 2 – в деталях раскрывается чудная жизнь и ослепительная краса)
  • Но двойную жизнь природы (внешнюю – видимую и внутреннюю – угадываемую) помогает показать не только построение строфы, но и наличие метафор, эпитетов, олицетворения.
  • - Найдите их и объясните смысл. (Олицетворения: лес околдован Чародейкою-Зимою, сном волшебным очарован, блестит чудной жизнью…
  • Метафора: под снежной бахромою окутан цепью
  • Эпитеты: легкой пуховой (цепью), неподвижная, немая (бахрома)
  • VI. Итог урока. Выводы. Рефлексия.
  • - Ну а теперь, как настоящие исследователи сделайте вывод по нашей работе на уроке. Легко ли понять стихотворение? Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?
  • (Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы).
  • VII. Домашнее задание (на выбор)
  • 1.Выучите стихотворение наизусть.
  • 2.Попробуйте создать поэтическую миниатюру «Зимняя сказка»
  • 3.Создайте презентацию «Мороз и солнце, день чудесный…», используя картины художников и стихотворения русских и современных поэтов, а также собственные фотографии зимнего леса (парка)
Категория: Мои файлы | Добавил: tan4a
Просмотров: 1179 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]