Ход урока:
- Оргмомент. Постановка цели урока.
- Введение в тему
Удивительный Александр Сергеевич... Величайший поэт всех времен и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества.
Этот урок я хочу начать стихотворением собственного сочинения «Мой Пушкин»
Ты – настоящий самородок С присущей русскому душой.
Твоя заслуга пред народом Блистает ценностью большой.
В твоих стихах, романах, сказках Героев пылкая любовь.
Так и надела б чью-то маску, Чтоб в книжке оказаться вновь.
Славянской речи ты мессия, Смог всему миру доказать
Величье языка России, О русской нации сказать.
И сколько ж надобно трудиться, Чтоб удалось в короткий срок
Своим потомкам умудриться Оставить миллионы строк?
Наверно, покажусь банальной, Когда скажу, что Пушкин мой
Талантливо, оригинально Прославил наш язык родной.
И не секрет: ты признан первым За дело жизни всей твоей.
Так будь покоен. Твои перлы Неоценимы для людей.
Таких титанов, как мой Пушкин, В литературе не сыскать!
Я лишь за то б учила русский, Чтоб вновь и вновь тебя читать.
2. Пушкин интересовался историей России. Особый интерес был у поэта к петровским временам. С начала XVIII века Русь превращается в империю. Петр I вводит много новшеств: развивается промышленность, торговля, армия и флот, культура государства. Начинает расцветать просвещение, создаются школы, издаются книги. И во всём этом была огромная заслуга Петра.
Видео о эпохе Петра (1).
Сегодня мы с вами будем говорить о поэме «Полтава», которая связана с образом Петра I.
3. Актуализация знаний. Историческая основа поэмы А. С. Пушкина «Полтава».
- Какое историческое событие взял А. С. Пушкин за основу поэмы «Полтава»?
(Сражение под городом Полтава в 1709 году.)
Работа по таблице «Полтавская битва».
- В чём заключается значение Полтавской битвы?
(В 1709 году русские войска разгромили шведов под Полтавой. Эта победа укрепляет авторитет и мощь России в числе других государств. В. Г. Белинский так определил роль этой победы: «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил… нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства».)
- А. С. Пушкин тоже Полтавскую битву считал важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин выступает не только как поэт, но и как историк. Он задумывается над судьбой Родины. И Полтавскую битву поэт называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава».
4. Работа с текстом художественного произведения.
Чтение отрывка «Полтавский бой», составление цитатного плана фрагмента.
Цитатный план:
1. «И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там».
2. «Толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр».
3. «Полки увидели Петра».
4. «Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки».
5. «И грянул бой, Полтавский бой!»
6. «Ура! мы ломим; гнутся шведы».
7. «Пирует Пётр».
Беседа по тексту:
-Проследите по тексту поэмы последовательность событий Полтавского боя. Какое из них выделяет Пушкин? Почему?
- Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:
- Какой приём использует А. С. Пушкин?
Антитеза (от греч. antithesis — «противоположение») - стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.
Работа над изобразительно-выразительными средствами языка.
-Соотнесите термины и их определения.
СРАВНЕНИЕ -
|
форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.
|
АЛЛИТЕРАЦИЯ-
|
повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе
|
ЭПИТЕТ
|
художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления
|
МЕТАФОРА -
|
переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.
|
- Найдите в описании облика Петра I и боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I?
Метафоры: _____________________________________________________
Сравнения: _____________________________________________________
Эпитеты: _______________________________________________________
Аллитерация:
ВЫВОД: изобразительно-выразительные средства языка помогают представить описываемую картину, «услышать» бой, понять отношение автора к изображаемым событиям.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.
7. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (описание боя)
Просмотр видео 2
|