Понедельник, 21.07.2025, 16:48

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои файлы [51]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Файлы » Мои файлы

А. Пушкин. Поэма «Полтава»
11.06.2015, 10:24

Ход урока:

  1. Оргмомент. Постановка цели урока.
  2. Введение в тему

Удивительный Александр Сергеевич... Величайший поэт всех времен и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества.

Этот урок я хочу начать стихотворением собственного сочинения «Мой Пушкин»

Ты – настоящий самородок                                    С присущей русскому душой.

Твоя заслуга пред народом                         Блистает ценностью большой.

В твоих стихах, романах, сказках              Героев пылкая любовь.

Так и надела б чью-то маску,                     Чтоб в книжке оказаться вновь.

Славянской речи ты мессия,                      Смог всему миру доказать

Величье языка России,                               О русской нации сказать.

И сколько ж надобно трудиться,               Чтоб удалось в короткий срок

Своим потомкам умудриться                     Оставить миллионы строк?

Наверно, покажусь банальной,                  Когда скажу, что Пушкин мой

Талантливо, оригинально                          Прославил наш язык родной.

И не секрет: ты признан первым               За дело жизни всей твоей.

Так будь покоен. Твои перлы                    Неоценимы для людей.

Таких титанов, как мой Пушкин,              В литературе не сыскать!

Я лишь за то б учила русский,                   Чтоб вновь и вновь тебя читать.

2.  Пушкин интересовался историей России. Особый интерес был у поэта к петровским временам. С начала XVIII  века  Русь превращается в империю. Петр I вводит много новшеств: развивается промышленность, торговля, армия и флот, культура государства. Начинает расцветать просвещение, создаются школы, издаются книги. И во всём этом была огромная заслуга Петра.

Видео о эпохе Петра (1).

Сегодня мы с вами будем говорить о поэме «Полтава», которая связана с образом Петра I.

3.  Актуализация знаний. Историческая основа поэмы А. С. Пушкина «Полтава».

- Какое историческое событие взял А. С. Пушкин за основу поэмы «Полтава»?

(Сражение под городом Полтава в 1709 году.)

Работа по таблице «Полтавская битва».

- В чём заключается значение Полтавской битвы?

(В 1709 году русские войска разгромили шведов под Полтавой. Эта победа укрепляет авторитет и мощь России в числе других государств. В. Г. Белинский так определил роль этой победы: «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил… нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства».)

- А. С. Пушкин тоже Полтавскую битву считал важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин выступает не только как поэт, но и как историк. Он задумывается над судьбой Родины. И Полтавскую битву поэт называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава».

4. Работа с текстом художественного произведения.

Чтение отрывка «Полтавский бой», составление цитатного плана фрагмента.

Цитатный план:

1. «И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там».

2. «Толпой любимцев окружённый,

Выходит Пётр».

3. «Полки увидели Петра».

4. «Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки».

5. «И грянул бой, Полтавский бой!»

6. «Ура! мы ломим; гнутся шведы».

7. «Пирует Пётр».

Беседа по тексту:

-Проследите по тексту поэмы последовательность событий Полтавского боя. Какое из них выделяет Пушкин? Почему?

- Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:

 

Петр I

Карл XII

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какой приём использует А. С. Пушкин?

Антитеза (от греч. antithesis — «противоположение») - стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

 

Работа над изобразительно-выразительными средствами языка.

-Соотнесите термины и их определения.

СРАВНЕНИЕ -

форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или  явлений.

АЛЛИТЕРАЦИЯ-

 

повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе

ЭПИТЕТ

художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или  явления

МЕТАФОРА -

переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

 

- Найдите в описании облика Петра I и боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I?

Метафоры:  _____________________________________________________

Сравнения: _____________________________________________________

Эпитеты: _______________________________________________________

Аллитерация:

 

ВЫВОД: изобразительно-выразительные средства языка помогают представить описываемую картину, «услышать» бой, понять отношение автора к изображаемым событиям.

 

5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.

 

7. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (описание боя)

Просмотр видео 2

Категория: Мои файлы | Добавил: tan4a
Просмотров: 1828 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]