Вторник, 22.07.2025, 00:36

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои файлы [51]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Файлы » Мои файлы

А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...». Тема лирического произведения
11.06.2015, 10:33
  • Запись на доске: Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

  • Пока свободою горим,
  • Пока сердца для чести живы,
  • Мой друг, Отчизне посвятим
  • Души прекрасные порывы!
  • Ход урока

  • 1. Организационный момент

  • 2. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о необычном, уникальном поэте ХIХ века, об одном из немногих в русской поэзии “чистых лириков”, Афанасии Афанасьевиче Фете.

  • – Есть желание познакомиться с поэтом? (Ответы детей)
  • – А что вы хотите узнать о поэте? (Дети ставят цели).
  • 3. Объяснение нового материала. Обратимся к портрету Фета. Взглянув на него, можно поразиться: как этот человек с нахмуренно-брезгливым лицом и седою бородою патриарха мог писать легкие строки, парящие в небе, подобно воздушным шарам.

  • Учитель читает стихотворение “Шепот, робкое дыханье…”.
  • Шепот, робкое дыханье, Трели соловья,
  • Серебро и колыханье Сонного ручья,
  • Свет ночной, ночные тени, Тени без конца,
  • Ряд волшебных изменений Милого лица.
  • В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря,
  • И лобзания, и слезы, И заря, и заря…
  • Все сразу наводит на мысль о двойственности натуры А.А.Фета. Знакомство с его жизнью лишь подтверждает это. С одной стороны, прижимистый помещик, который мог и побить, и накричать, серьезнейший аграрий, поборник земского дела, с другой, тончайший лирический поэт, от стихов которого замирает сердце и кружится голова.
  • 3) Рождение поэта, судьба незаконнорожденного сына.
  • А появлению на свет Фета предшествовала настоящая романтическая история.
  • Богатый помещик Афанасий Неофитович Шеншин, отдыхая и немного подлечиваясь в Дармштадте, в Германии, пленился немочкой Шарлоттой Элизабетой Фёт. Шарлотта замужем. У нее годовалая дочка, к тому же она ждет ребенка. Богатого русского ничто не останавливает. Он похищает Шарлоту (с ее согласия) и увозит от мужа в далекую Россию. В имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии 5 декабря 1820 года у Шарлоты родился мальчик Афоня. Кто отец? Окружной асессор Иоганн Фёт? Или… Но точно не Шеншин.
  • До 14 лет мальчик ничего не знал о своем истинном происхождении, а потом в 1834 году объявили… о незаконности метрической записи о рождении. Тут жизнь мальчика испытала катастрофическое “превращение”.
  • Лишившись фамилии Шеншина, а соответственно и дворянства, и всех привилегий, Фет, как говорится, положил живот на то, чтобы занять в обществе достойную социальную нишу. Афанасий был отвезен в далекий лифляндский городишко Верро и помещен в частный пансион немца Крюммера. Мать и Афанасий Неофитович Шеншин с большим трудом добились для Афанасия право на фамилию Фёта. И это спасало мальчика от позорного клейма “незаконнорожденного”, которое отбросило бы его на самое дно общество и навсегда закрыло перед ним все пути в жизни. Но вместе с тем, эта короткая фамилия принесла ее новому владельцу “жесточайшие нравственные пытки”, подготовившие в его душе почву для того неискоренимого пессимизма, которым впоследствии так отличались убеждения этого человека.
  • Учитель. И в это время, ребята, в глубине своего существа юный Афанасий чувствовал рождение того света, который вскоре станет его торжеством в жизненном мраке. Фет писал: “В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность…”. Это подавал голос никому еще неведомый дар, творческий дар, это просилась к жизни поэзия. Но прежде, чем эти цветы появились, юный Афанасий должен был пережить новую перемену, столь же неожиданную, как и первая, но несравненно, более радостную. Об этом периоде жизни расскажет… Сообщение ученика.
  • 4) Восемнадцатилетний Афанасий начал писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорьевым – студентом университета и тоже горевшим страстью к стихотворству. Вскоре два друга, “Афоня” и “Аполлоша”, стали совсем неразлучны: Афанасий переехал в дом Григорьевых на Малой Полянке, в Замоскворечье, и поселился на антресолях, через стенку от Аполлона.
  • Аполлон Григорьев стал первым ценителем поэтических опытов Фета. Друзья готовили к печати первый “студенческий” сборник стихов Афанасия “Лирический пантеон”, который вышел в 1840 году под инициалами “А.Ф.”. В этом же доме были созданы и многие уже зрелые, самобытные стихотворения, которые вскоре стали появляться в журналах “Москвитянин” и “Отечественные записки”. По воле случая, наборщик ошибся: буква Ё превратилась в букву Е. Но сама перемена была знаменательной: фамилия немецкого “подданного” отныне обращалась как бы в литературный псевдоним русского поэта… Стихотворения этого периода открыли для читающей публики нового поэта, который пришел из мира усадебной, помещичьей России. Это прозвучало в строфах “На заре ты ее не буди…”, ставших вскоре благодаря музыке Варламова “почти народной песней”. Послушайте фрагмент этого прекрасного романса.
  • (Звучит романс.)
  • Учитель. Слушая романс, кажется, что стихи и музыка в нем неразделимы. И это так, ведь Фет очень музыкален. Его стих часто уже одним подбором звуков создает у нас то или иное настроение. “Что не выскажешь словами, звуком на душу навей”, – писал Фет. А в 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта “Я пришел к тебе с приветом”.
  • Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало,
  • Что оно горячим светом По листам затрепетало;
  • Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой,
  • Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;
  • Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова,
  • Что душа все так же счастью И тебе служить готова;
  • Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет,
  • Что не знаю сам, что буду Петь. – Но только песня зреет.
  • Учитель. Каким вы видите поэта в этом стихотворении?
  • Обратите внимание на четырехкратный повтор глагола РАССКАЗАТЬ.
  • Для чего же Фет пришел в поэзию?
  • О чем он будет рассказывать? Смотрим в текст. (Ответы детей)
  • 5) Основные темы и мотивы фетовской поэзии. (Цель: учить детей приему сравнения.)
  • Я бы сравнила это стихотворение с любимым фетовским цветком. В нем скрыты все основные мотивы будущей фетовской поэзии: “благоуханная свежесть”, “младенческая наивность”, “страстная чувственность”, “первобытная природность”, “мотив веселья”.
  • Сформулируйте основные темы поэзии Фета. (Любовь и природа).
  • 6) Трагическая любовь Фета и Марии Лазич. Фет любил и был счастлив, но сам отказался от своего счастья и страдал от этого всю свою жизнь. Памяти Марии Лазич Фет посвящает цикл стихотворений, которые пишет до конца жизни. Одно из них “Старые письма” читает …
  • (Чтение стихотворения под музыку Шопена).
  • Давно забытые, под легким слоем пыли,
  • Черты заветные, вы вновь передо мной
  • И в час душевных мук мгновенно воскресили
  • Все, что давно-давно утрачено душой. 
  • Горя огнем стыда, опять встречают взоры
  • Одну доверчивость, надежду и любовь,
  • И задушевных слов поблекшие узоры
  • От сердца моего к ланитам гонят кровь.
  • Я вами осужден, свидетели немые,
  • Весны души моей и сумрачной зимы.
  • Вы те же светлые, святые, молодые,
  • Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
  • А я доверился предательскому звуку, -
  • Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!
  • Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
  • Я осудил себя на вечную разлуку
  • И с холодом в груди пустился в дальний путь.
  • Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
  • Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
  • Души не воскресит и голос всепрощенья,
  • Не смоет этих строк и жгучая слеза.
  • Учитель. Стихотворение написано через 9 лет после трагической смерти Лазич. Но боль и печаль еще живут в душе поэта.
  • 7) 50-е годы – вершина поэтической славы Фета. Фет популярен. О нем пишут, его восхваляют. Среди всех отзывов есть один, который можно назвать венцом поэтической славы поэта, – это краткое, но дорого стоящее высказывание Л.Н.Толстого: “И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, – свойство великих поэтов?” Ценность его тем более велика, что его вызвало одно из тех стихотворений, которые составляют сердцевину фетовского творчества – “Ещё майская ночь”. Послушайте его в исполнении мастера слова Царева. Звучит запись стихотворения.
  • 8) Жизнь поэта в 60-70-е годы. В 1856 году выходит сборник стихотворений Фета, подготовленный Тургеневым. В 1857 году Фет выгодно и удачно женится. Невеста Мария Петровна Боткина из богатой семьи частоторговцев, и за ней стоит большое приданое. Фету – 36, ей – 30. Зрелые люди. У него на душе горький осадок от воспоминаний о Марии Лазич, у Марии Петровны позади тоже любовный роман с печальным концом. Они честно рассказали друг другу о своем прошлом, и это их сразу сблизило. Союз Фета и Боткиной оказался, если несчастливым, то, по крайней мере, прочным и долгим.
  • В 1858 году Фет оставляет службу в армии, так и не добившись дворянского звания.
  • Год 1859. Жизнь Фета перешла за свою середину. Та эпоха, которая вынесла поэта к великой славе, подошла к концу. Некрасов и его сторонники обвиняют Фета в отсутствии “гражданской тематики”. Фета не печатают.
  • Наступает период долгого творческого молчания, именно на это время приходится расцвет Фета как помещика-фермера.
  • Деньги жены Фет сразу пустил в дело. Купил невзрачную усадьбу Степановку, где развернул свой незаурядный талант хозяина-практика, деловитого и расчетливого человека.
  • В 1863 году как итог 25-летней творческой деятельности выходит двухтомное собрание стихотворений поэта. Спустя 10 лет, в 1873 году, вышел императорский указ о “возвращении” родового имения Шеншина. Фамилия Фет остается в качестве псевдонима.
  • В 1877 году Фет-Шеншин приобретает богатейшую усадьбу Воробьевку под Курском. Когда-то он мечтательно описывал С.А.Толстой свой идеал: “Жить в прочной, каменной усадьбе, совершенно опрятной, над водой…Иметь простой, но вкусный опрятный стол…”
  • Мечта сбылась. Все вроде бы пришло к определенному возрасту: усадьба с домом и не просто опрятная, а великолепная. Парк. Поля. Пруд. Удовлетворены сословные притязания, наличествуют достаток и житейский покой…
  • Как вы думаете, ребята, добившись всего в жизни, о чем мечтал поэт? Был ли счастлив Фет на самом деле? Почему вы так считаете? (Ответы детей)
  • Учитель. Да, счастья нет, как и не было. Есть жуткая тоска. С годами она усиливается. И все чаще преследуют Фета воспоминания о Марии Лазич. На пороге своего 58-летия Фет пишет строки, вырвавшиеся из самых глубин сознания: “Ты отстрадала, я еще страдаю”.
  • Ты отстрадала, я еще страдаю,
  • Сомнением мне суждено дышать,
  • И трепещу, и сердцем избегаю,
  • Искать того, чего нельзя понять.
  • А был рассвет! Я помню, вспоминаю
  • Язык любви, цветов, ночных лучей. –
  • Как не цвести всевидящему маю
  • При отблеске родном таких очей!
  • Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
  • Завидно мне безмолвие твое,
  • И, не судя ни тупости, ни злобы,
  • Скорей, скорей в твое небытие!
  • Жизни ещё оставалось 14 лет, а Фету уже мерещились гробы, и он стремился в небытие. Каким вы представляете поэта? (Ответы детей.) Вот таким мы видим поэта на закате жизненного пути. Проблемы и трудности есть в жизни каждого человека. Жизнь очень сложна, пройти, прожить ее без ошибок, дано не каждому из нас. У вас, ребята, все еще впереди, придется решать трудные жизненные проблемы, вопросы. Дай вам, Бог, суметь быть счастливыми на этой земле!
  • И в последние годы жизни Фету было трудно.
  • В 80-е годы Фет создает четыре поэтических сборника “Вечерних огней”. Старик Фет творит так же вдохновенно, как и в молодые годы, воспевая красоту природы и любовь, – но читательская аудитория его уже совсем не та, что раньше; его книги издаются маленькими тиражами.
  • Вторая половина жизни представляет собой чередование практического и литературного поприща. Но “звездный час” поэта был в прошлом – эпоха 50-х годов ушла безвозвратно. В 1886 году Фет избирается членом Петербургской академии наук, а в 1889 году ему присваивается звание придворного камергера. К концу жизни Фета начали мучить физические недуги. Сдавали глаза, он терял зрение. Стихи диктовал литературному секретарю.
  • 21 ноября 1892 года в собственном доме в Москве после неудавшейся попытки самоубийства Фет скончался.
  • 10) Заключительное слово учителя. Да, эпоха славы ушла безвозвратно. 72-летний старик, камергер императорского двора, академик, почетный мировой судья, богатый помещик Фет-Шеншин умер в чинах, обласканный двором и царской фамилией.
  • А гениальный русский лирик доживал свой век освистанным и оскорбленным всей интеллигентной Россией. Последние его стихи неизменно вызывали град насмешек у читающей публики, над общественными и политическими убеждениями Фета посмеивались даже его лучшие друзья Страхов, Полонский, Л.Н.Толстой.
  • Он ушел из жизни, не желая ни перед кем оправдываться. Спустя 20 лет историк литературы Борис Садовский бросит современникам упрек: “Россия… прозевала Фета”. Между тем смерть Фета в атмосфере полного душевного одиночества означала конец уникального явления в русской лирике, так и не понятого современниками.  Мы проследили жизненный путь поэта. Прав ли был Фет, назвав свою жизнь сложным романом? (Ответы детей.)
  • 5. Подведение итогов урока. Наш урок – дань памяти гениальному русскому поэту А.Фету.

  • На следующем уроке мы будем читать стихотворения поэта, поработаем над анализом, поговорим о значении лирики Фета.
  • 6. Домашнее задание. стихотворение Фета  «Я пришел…»выучить наизусть. Принести краски и альбомы

Категория: Мои файлы | Добавил: tan4a
Просмотров: 1201 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]