ХОД УРОКА
І. Организация класса
ІІ. Мобилизирующий этап. На доске запись:
Ребята – Р.ман, Ник.лай и Ал.ксей р. совали к .ртину: д.ревья з.мой, сн.говика и д.тей на ул.це. Алексей нар.совал сн.говика, Ник.лай не стал р.совать д.ревья з.мой. Определите, что нар.совал каждый из мальчиков.
– Выполним логическое упражнение.
(Учитель читает задание, дети повторяют, составляя рассказ – рассуждение: Если Алексей нарисовал снеговика, а Николай не стал рисовать деревья зимой, значит, их нарисовал Роман, следовательно, Николай нарисовал детей на улице.)
– Определите, на какое правило больше всего примеров в нашем логическом упражнении и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(В нашем логическом упражнении больше всего слов на правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне, поэтому, я думаю, что темой урока будет “Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне”.)
– Поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться на уроке? Я думаю, что сегодня на уроке мы должны повторить правило проверки безударных гласных в корне и упражняться в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.
– Вспомните, как проверить слова с безударной гласной в корне?
(Дети формулируют правило).
– Приведите примеры слов из логического упражнения.
(Примеры).
– А что нужно делать, если в слове безударную гласную проверить нельзя?
(Найти слово в словаре и запомнить.)
– Приведите примеры таких слов из логического упражнения.
(Примеры).
– На какую тему ребята придумали картину? (“Зима”.)
ІІІ. Минутка чистописания
– Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдёте в дном из слов нашего логического упражнения, это слово поясняет, что делали дети, а буква обозначает непроверяемую гласную в корне. (Слово “рисовали”, безударная гласная “и”.)
– Найдите буквы И и в алфавите. В чём особенность их написания?
(Наклонные параллельные линии с закруглением внизу.)
Учитель пишет соединения заглавной и строчной букв Ии на доске, а дети в воздухе, а затем в тетради: Ии Иии Ииии
На доске записаны слова:
снеж.нки , лыж. , ж. вотные
– списать эти слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и обращая внимание на соединение букв. (Дети списывают.)
– На какое правило эти слова? (Жи пиши с буквой “и”.)
– Как вы думаете, почему Зимушка предложила вам для письма эти слова?
(Зимой с неба падают красивые снежинки, можно кататься на лыжах и не забывать о том, что животным зимой нужно помогать, например: развесить кормушки и подкормить птиц.)
ІV. Словообразовательная работа
– Подберите однокоренные слова к слову “снежинки”, запишите их и разберите по составу.
(Снежок, снег, снеговик, снежный, подснежник.)
– В каких из этих слов гласная в корне требует проверки? Почему?
– Какие слова являются проверочными? Почему?
– Зимушка довольна, что вы знаете “снежные” слова и в тетрадях у вас чисто написано и аккуратно.
– Что значит проверяемая гласная? Непроверяемая? (Ответы детей).
(Дети распределяют слова в два столбика: с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне).
VІ. Физминутка
VІІ. Комбинированная работа (учебник + компьютер)
– А теперь поработаем с учебником. Откройте учебник на стр. ___. Прочитайте задание к упр. ___.
(Дети читают вслух задание и пословицы).
– Спишите любую пословицу и подумайте, как объяснить её смысл и правописание пропущенных орфограмм.
VІІІ. Обобщение знаний
– Все деревья в снегу и нестрашен им холод. Одна ёлочка у нас без снежной шубки. Но если вы объясните пропущенные орфограммы в словах, то поможете зимушке укутать ёлочку снежным покрывалом, а за одно проверите, как вы поняли тему урока.
(Дети по выбору и по желанию объясняют в словах безударные гласные и украшают елочку снежинками.)
|