Воскресенье, 20.07.2025, 19:24

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои статьи [50]
Информатика [0]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Статьи » Мои статьи

Тема: Непроизносимые согласные

Ход урока

Организационный момент.

1. Актуализация знаний учащихся. Ответы на вопросы.

Какой раздел языка мы с вами изучаем? Что изучает морфемика?

К морфемам относятся ….?

Какая морфема образует только форму слова, а какая – однокоренные слова?

Что изучает фонетика? Какие звуки есть в русском языке?

Шестая буква русского алфавита? (Е)

  1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

а) Запишите слова рядом столбиком, транскрипцию которых вы видите на доске [сонцэ], [с’эрцэ], [изв’эсный], [здраствуй]. А теперь запишите их столбиком с помощью букв так, как вы считаете нужным. (Солнце, сердце, известный, здравствуй). Сравниваем.

Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах количество букв и звуков различное? (В наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся. Не слышатся, не произносятся  звуки л, д, т, в)

Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

Молодцы! Интересные названия придумали. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Определите цель. Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать? (Чтобы правильно писать слова). Именно этому мы и должны научиться.

б) Минута чистописания.    лд, тв, лд, тв

в) Повторение ранее изученного материала

Ребята, что общего у звуков, которые обозначают эти буквы? (Они согласные).

Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (В, Л, Д)

Назовите букву, которая обозначает глухой согласный звук. (Т)

Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки. (Д-Т)

Где находятся непроизносимые согласные? В какой морфеме? (В корне слова.)

А как узнать, есть непроизносимый согласный в слове или нет? (Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук произносился четко и ясно).

Попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова к нашим словам (солнечный, сердечко, известие, здравие)

Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

СТН     ЗДН     РДЦ      ЛНЦ      ВСТВ  Запомните их.

 Всегда ли можно объяснить правописание непроизносимых согласных? Не всегда, в словах лестница, чувство, праздник правописание согласных надо запомнить. Это словарные слова.

 Ш. Закрепление знаний и навыков.

1. Работа с учебником. Упражнение __.

2. Всегда ли при наличии нескольких согласных есть непроизносимые согласные?

Перед вами слова с пропущенными буквами. Сначала определите, в каких словах пропущена непроизносимая согласная.

Звез…ный Сол…це Ужас…ный Сер…це Чудес…но   Чес…ный

Ус…но  Праз…ник  Поз…но Мес…ность Парус…ный  Ненас…ный

(Найдите среди этих слов слова с непроизносимой согласной, проверяйте подобрав однокоренные слова, где это возможно. вывод: значит, хотя и в некоторых словах есть стечение согласных, но нет непроизносимых. Проверяют).

  1. НАЙДИТЕ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ

а) ТРОСТНИК, МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ

б) ДОРОЖКА, ПОДРУЖКА, ЗЕЛЁНЫЙ

в) ЗЕЛЁНЫЙ,  ГОЛОСИСТЫЙ, ШАПКА

2. ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ

а) ПОЗДНЯЯ б) ПОЕЗДА в) ОПОЗДАЛ 

 3.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА?

а) ЧУДЕСНЫЙ – ЧУДО, МЕСТНЫЙ – МЕСТО

б) ОКРЕСТНОСТЬ – ОКРЕСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТНО

в) ПРЕЛЕСТНЫЙ – ПРЕЛЕСТИ, ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО

4. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ?

а) ЗДРАВСТВУЙТЕ, МЕСТНЫЙ, ЯСНЫЙ

б) МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ, ЧУСТВА

в) КАПУСНЫЙ,  СОНЦЕ, ПРАЗНИК, ЧУСТВО

5. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА?

а)  КАПУСТНЫЙ

б) ПРАЗДНИЧНЫЙ в) ЧУСТВЕННЫЙ 

6. В КАКОМ СЛОВЕ НЕТ НЕПРОИЗНОСИМОГО Т?

а) УЧАС*НИК  б) РЕС*НИЦЫ  в) ПАС*БИЩЕ

ПРОВЕРКА

А    в     в     в     в   б

  1. Физкультминутка.

Я называю слова, если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет – приседаем. Поездка, чудесный, несчастный, лесной, поздний, прелестный, прекрасный, лестница,  тесный, вкусный, неизвестный, согласный, красный.

  1. . Словарная работа. Отгадывайте слова по лексическому значению. Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная.

Как называется ряд ступенек, идущих вверх? Самая распространенная форма приветствия?  Замени одним словом: принимать активное участие в чём-то. Закончи предложение: Новый год – весёлый … Любящий повелевать - … Центральный орган кровообращения…

К словам первого столбика найдите ответы из второго столбика и соедините их стрелками.

а) Приветствие при встрече

б) Окружающее пространство,

имеющее отношение к звездам

в) Печальный рассказ

г) Шумное торжество

д) Яркое светило

ж) Центральный орган кровообращения

з) Приспособление, по которому

поднимаются вверх и спускаются вниз.

Праз..ник

Сер..це 

Звёз...ный

Лес..ница

Грус..ный

Со..нце

Здра..ствуй

  1. . Домашнее задание. Подготовить сообщение о правописании непроизносимых согласных в корне, из сказки выписать 5 предл. на изученную на уроке орфограмму.  
  2. . Итог урока. Рефлексия. Какая тема у нас была сегодня? Какие звуки и буквы не произносятся? Как проверить написание непроизносимых согласных звуков в корне слова? Выполнение какого задания вызвало затруднение?
  3. . Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный? (А.С.Пушкин) Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А.С.Пушкин) И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. (Н.А.Некрасов) Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели. Только не сжата полоска одна, Грустную думу наводит она.  (Н.А.Некрасов) 
Категория: Мои статьи | Добавил: tan4a (30.11.2015)
Просмотров: 1240 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]