ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы с вами изучим очень интересную тему, узнаем много нового, познакомимся с новыми словами.
II. Подготовка к изучению нового материала.
На доске запись: жк, нн, дк, кк, ск, лл, тр, ее, жж, зд, мм, пп, вс, рр.
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Прочитайте про себя буквосочетания. Слоги ли это? Почему? (Нет, это не слоги. Здесь нет гласных. Они состоят только из согласных букв).
Хорошо. А как вы думаете, какие из этих сочетаний являются удвоенными согласными? (дети говорят, я обвожу мелом). Значит, вам понятно, что означает слово двойные? Подберем однокоренные слова (два, двойка, удвоенные, удвоить).
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Определите уели урока
III. Усвоение новых понятий
Давайте прочитаем хором слова: аллея, аппетит, вожжи, грипп, дрожжи, ссора, класс, можжевельник, перрон, эффект, Анна, Кирилл, Филипп, Римма
Как вы думаете, почему именно эти слова записаны здесь? (Это слова с удвоенными согласными).
В какой части слова находятся удвоенные согласные? (В корне слова).
Значение каких слов вам не очень понятно?
Вожжи - у запряженной лошади. Дрожжи - дрожжевое тесто. Можжевельник - кустарник. Эффект - эффективное средство от простуды.
Ответьте еще на такой вопрос: какие слова написаны с большой буквы? (Анна, Кирилл, Филипп, Римма) Почему? (Это имена людей).
Правильно. В дальнейшем мы будем называть их имена собственные.
Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и догадайтесь, что хочет объяснить вам Кирилл? (Он хочет показать, как переносятся слова с удвоенными согласными).
А как они переносятся? (Одна буква из удвоенных согласных остается на одной строчке, вторая переносится на другую строчку).
Слушайте внимательно задание. Из этих слов выберите три слова с удвоенной согласной в середине слова и разделите для переноса. Потом - в начале слова и в конце слова, (работа у доски и в тетрадях).
В середине В начале В конце
Ал-лея, мож-жевельник ссо-ра грипп, класс (Можем разделить
Ап-петит, вож-жи для переноса? Нет.
Дрож-жи, касс-са Они состоят из
Пер-рон, эф-фект одного слога).
Ан-на, Рим-ма ме-талл, Фи-липп, Ки-рилл
4.Чтение теоретического материала по учебнику.
А теперь откройте страницу ____, прочитаем теоретический материал.
Ребята, обратите внимание, что русских слов с удвоенными согласными немного. Все остальные - заимствованные, т. е. пришли в русский язык из других языков, например, из немецкого, французского, греческого, латинского, английского.
При затруднении в написании слов к какому словарю мы обращаемся? (К орфографическому)
Когда хотим узнать значение слова мы пользуемся ... (Толковым словарем).
Строение этих словарей нам знакомо. Мы с ними работали. А если вы хотите узнать из какого языка заимствовано слово и его значение, обращайтесь к «Словарю иностранных слов».
Например, слово аккорд - итальянское слово, означает сочетание нескольких музыкальных звуков. Итак, у нас появился еще один друг - «Словарь иностранных слов».
3. Отгадайте-ка загадку:
По долинам, по отрогам Мчит широкая дорога.
И она, как знают все, Называется ... (шоссе)
- Кто может написать транскрипцию этого слова на доске? (остальные в тетр.)
4.Фонетическая зарядка. Слушайте, смотрите на меня внимательно, повторяйте за мной хором.
а) са-са-са, ша-ша-ша – Саша б) шо-шо-шо, сэ-сэ-сэ - шоссе
в) Саша – шоссе г) шоссе - Саша
- Перед вами скороговорка. Шла Саша по шоссе, несла сумку на шесте.
Кто хочет проговорить четко и быстро. (3-4 ученика.) Запомните и дома еще потренируйтесь.
IV. Формирование новых умений. 1. Работа по учебнику.
Найдите упражнение по учебнику _____. Прочитайте задание. Взаимопроверка выполнения
I II
Алюминий
|
Стеллаж
|
Галерея
|
Диаграмма
|
Ресурсы
|
Коллектив
|
Кавалерия
|
Комиссия
|
Волейбол
|
Ассистент
|
Офицер
|
Колледж
|
|
Бассейн
|
|
Телеграмма
|
|
Шоссе
|
|
Хоккей
|
- А теперь со словом из второго столбика составьте предложение.(несколько учеников читают свои предложения)
2. Словарная работа. Обратите внимание на слово телеграмма. Из каких частей состоит слово? (теле грамма) Теле (от греч. - даль, далеко), грамма (от греч. -буква), т.е. мы буквами отправляем в даль слова. Придумайте и запишите слова, в состав которых входит слово грамма (программа, телеграмма, орфограмма, грамматика).
Какие слова записали? Прочитайте. А теперь подберите к этим словам прилагательные (устно):
новая, детская, телевизионная, концертная программа: обычная, срочная, поздравительная телеграмма; знакомая, незнакомая, трудная орфограмма; русская грамматика.
б) У слова программа есть однокоренные слова, которые мы очень часто употребляем в современной речи. Может, сможете назвать их сами? (программный, программирование, программировать, программист).
Кто такой программист? (Это специалист по программированию ).
А что он делает? (Он составляет программу, т. е. план для вычислительной машины)
Запишите это слово в тетрадь для словарных работ и запомните написание.
Может быть, в дальнейшем вы выберете себе эту специальность.
3. Задание для смекалистых. Прочитайте внимательно пары слов и подумайте, однокоренные ли эти слова? Коллекция - коллектив
Шоссе - шасси Аккорд - аккуратный
Перрон –Шарль Перро (Нет. У них разные значения.)
- Чем же они только похожи? (двойными согласными)
4. Выборочный диктант. Выпишите слова с удвоенными согласными.
Есть такая профессия - корреспондент. Он пишет статьи, заметки в газету или журнал. А фотокорреспондент делает снимки. Он всюду и везде со своим фотоаппаратом. Его снимки — иллюстрации к статьям.
Какие слова ты вставишь вместо точек? Спиши, подчеркни удвоенные согласные.
(шасси, класс, шоссе, коллектив, аллея, Одесса, группа, терраса, грипп, пассажир)
Дети нашего ... - это дружный ... .
После взлета самолет медленно убирает ... .
По широкому ... мчались машины.
Тенистая... привела нас к домику с ... .
Осенью вся наша семья болела ... .
... туристов из ... побывала на Красной площади.
... стояли на перроне вокзала.
... яблок, ... комната, цветная ... , ... пчелы, творожная ... , ... двух слагаемых, ... человек, ... «Утренняя звезда», разгадывать ... .
Слова для справок: иллюстрация, килограмм, кроссворд, программа, аккуратный, масса, жужжат, сумма, классная.
Найди однокоренные слова и запиши их группами. Подчеркни удвоенные согласные.
Касса, ссора, класс, жужжит, ванна, аллея, кассир, поссорились, классный, ванная, прожужжал, кассовый (аппарат), кассирша, жужжание, аллейка.
Составь и напиши небольшой текст с данными словами по такому началу:
В нашем классе все ребята чем- то увлекаются...
Слова для справок: коллекция, кроссворд, группа, бассейн, хоккеист, теннис, гаммы, аккорды, аппетит. Филипп, Анна, Инна, Кирилл, Вова.
6.Оценивание. Самооценка
7. Итог урока. С какими словами сегодня познакомились? (со словами с удвоенными согласными в корне). Как вы заметили, правил никаких у нас сегодня не было. Слова с удвоенными согласными надо запомнить, а в самых трудных случаях обращаться к словарям.
V. Домашнее задание. Упражнение ___ .Составить словарный диктант из 20 слов по теме «Двойные согласные»
|