Воскресенье, 20.07.2025, 22:21

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои статьи [50]
Информатика [0]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Статьи » Мои статьи

: Разряды, склонение, правописание количественных числительных

Ход урока

I Организационный момент. Сегодня мы продолжаем мы с вами продолжаем разговор о числительных. Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей гимназии. Цифра  расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

Как обойтись бы без числа Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен. И ты  с числительным будь дружен.

Актуализация знаний. Словарная работа с самопроверкой.

1.

Большой искусственный водоем

бассейн

2.

Девочка трех лет

трехлетняя

3.

Земельное пространство с определенными границами

территория

4.

Срок в сто лет

столетие

6.

Решим математический пример: 200 умножить на 2

четыреста

7.

Полученный результат разделить на 2

двести

8.

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

9.

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

10.

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

10.

От полученного результата вычесть 5

шесть

11.

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

12.

Десять одинаковых предметов

десяток

 

А теперь проверьте, правильно ли вы написали словарные слова (самопроверка). Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

Из записанных слов прочитайте только числительные. Подчеркните их. Почему другие слова не являются числительными? Дайте определение количественного числительного. Вспомните, какие числительные являются простыми, составными? Подпишите их.

III. Новый материал. Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)

По сколько человек вы дежурите в классе? Или по сколько учеников сидит за одной партой? (Мы в классе дежурим по двое человек.)

А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.)

Количественные числительные

 

                                      двенадцать                     двое                    одну вторую

                                       (целое)                (собирательное)                (дробное)

А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)

- Что в них общего? Количественные. - Чем отличаются? Сравните числительные двенадцать и одна вторая. -Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

- Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.

- Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать). Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).

- Какие разряды количественных числительных выделили? Целые, дробные, собирательные.

Работа с учебником. С. 269 Закрепление изученного материала. Упр. 593

2. Выборочно-распределительный диктант. Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в 3 колонки, разделив их на разряды.

В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

целые

дробные

собирательные

Восемнадцать   Два

Десять    Восемь

Две трети

Четыре пятых

Шестеро

Трое      пятеро

3. Интеллектуальная разминка. Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора, полтораста, Какие у вас получились слова?

Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые

Одна целая и пять десятых – дробное числительное.

4. Творческое задание. Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я  просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное)  часа трачу  на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога  домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки).  На чтение книг остается  немного времени. Это обычно (составное) минут.

5. Тест. 1. Найдите правильное определение количественного числительного.

А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.

В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?

2. Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…

3. Вспомните и запишите художественное произведение, в названии которого встречается количественное числительное, и определите его разряд.

4. За следующее задание можно получить хорошую отметку.

В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные.  «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна. Укажите их разряд.

Вспомним, как нужно писать заглавия? В кавычках

5. Подведение итогов.

Домашнее задание: Придумать и записать свой рассказ на тему спорт, используя все разряды количественных числительных.

Категория: Мои статьи | Добавил: tan4a (10.06.2015)
Просмотров: 1367 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]