Воскресенье, 20.07.2025, 02:46

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои статьи [50]
Информатика [0]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Статьи » Мои статьи

Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова
  • Эпиграф к уроку:
  • Зри в корень. (Народная мудрость).
  • Ход урока
  • Организационный момент.
  • Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке (мы будем работать в командах), поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности и аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте Закон поднятой руки. Итак, начинаем урок. И еще! Не забывайте о правильной осанке!
  • Класс делится на 2 команды: “Гласные”, “Согласные”. Выбирается жюри и капитаны команд.
  • Формулирование темы урока. Мотивация.
  • Ребята, внимательно смотрите на экран (Слайд № 3-11). Какие инструменты Вы видите на слайдах? Как они называются? Назовите их предназначение.
  • (От каждой команды по одному участнику выходят к доске и записывают названия инструментов штукатуров-маляров и действия, с помощью которых производят).
  • Почему ученик допустил ошибки? Какие орфограммы он не знает?
  • Мостерок – мастер (правописание проверяемых гласных корня слова)
  • Терка – затерать (правописание чередующихся гласных корня слова)
  • Уравень – проверка ровности поверхности (правописание чередующихся гласных корня слова)
  • Провило – править, исправить;
  • Нависной паталок – вешать, потолок (непроверяемая безударная гласная);
  • Прелесный дом – прелестный (правописание непроизносимых проверяемых согласных в корне слова);
  • Как Вы думаете, о чем мы с Вами будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся отвечают).
  • Сегодня на уроке речь пойдет о правописании чередующихся, проверяемых и непроверяемых ударением безударных гласных корня, непроизносимых проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Эти орфограммы начинают изучать в младших классах, но ошибки в словах с данными написаниями допускают даже выпускники на аттестационных испытаниях. Поэтому мы сегодня будем повторять эти орфограммы. Вы должны уметь применять полученные знания на практике.
  • Запишите тему урока в тетрадь.
  • Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос (Слайд № 19)
  • Что такое корень слова? Почему нужно зрить в корень?
  • Какие гласные в русском языке Вы знаете? (Слайд № 20)
  • Чем отличаются безударные гласные от ударных? Почему при написании слов с безударными гласными звуками возможны ошибки?
  • В каких морфемах могут быть безударные гласные?
  • Сколько согласных в русском языке? (21)
  • Назовите звонкие и глухие согласные? (Слайд № 21)
  • Объяснение темы. Анализ вариантов орфограмм “Безударные гласные корня, проверяемые ударением”, “Непроверяемые безударные гласные”, “Чередующиеся безударные гласные”.
  • Вспомним правила о правописании безударных гласных. (Слайд № 23), Таблица № 1. (Обсуждение в группах).
  • Давайте выведем алгоритм проверки безударного гласного в корне.
  • Составление алгоритма.
  • Алгоритм (Слайд № 24)
  • Выясни значение слова (или корня).
  • Определи, к какой группе относится безударная гласная в корне слова: проверяемой, непроверяемой, чередующейся.
  • Выбери способ проверки гласной в корне.
  • Пользуясь алгоритмом, таблицами №1, №3 , выполни задания.
  • Выполнение заданий.
  • Тренировочное упражнение (Слайд № 25)
  • Выполните упр. № 78 (устно) из учебника В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л.А.Чешко “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”.- М, “Просвещение”, 1984, (стр. 55-56).
  • Команды по очереди разбирают примеры, устно объясняют написание слов, в которых пропущены буквы, называют проверочные слова.
  • Задание № 1 (Слайд № 26)
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
  • 1) спец…алист, р…комендация, изб…рательный;
  • 2) кр…терий, употр…бить, г…сударственный;
  • 3) т…рритория, оп…раться, предст…вление;
  • 4) мот…вировать, б…зироваться, произн…шение.
  • Ответ записывается на “фирменном бланке” и сдается жюри. Затем коллективно обсуждается написание каждого слова задания.
  • Задание № 2 (Слайд № 27)
  • Игра “Третий лишний”.
  • Исключите в каждом ряду “лишнее” слово. Объясните свой выбор.
  • Коситься, коснуться, касаться.
  • Прикосновение, коса, касательная.
  • Задание № 3 (Слайд № 28)
  • Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корни.
  • Уб…раю комнату – уб…ру комнату;
  • Отп…рать – замок – отп…реть замок;
  • Зам…реть от восторга – зам…рать от восторга;
  • Уд…рает без оглядки – уд…рет без оглядки;
  • Изл…гать - изл…жить;
  • П…лог;
  • Пл…вцы – попл…вок – выпл…вка – пл…вуны – пл…вать;
  • Сг…рать – сг…реть - з…гар – выг…рки;
  • Оз…рить – з…ря – з…ри;
  • Ск…кать – выск…чить – ск…чок - на ск…ку – ск…куны – ск…чите;
  • Разр…статься – возр…сли – выр…щенный – выр…сший – р…стение – р…сток;
  • Р…стовщик – отр…сль – Р…стов;
  • Тв…рец – тв…рь – утв…рь;
  • Обувь пром…кает – обм…кнуть кисть в краску – пром…кашка – непр…мокаемое пальто – вым…кнуть под дождем.
  • Коллективное обсуждение.
  • Задание № 4 (Слайд № 29)
  • Изучите таблицу № 3.
  • Задание № 5 (Слайд № 30)
  • Веселая эстафета.
  • Выписать на доску выделенные слова. Выходят по одному ученику от каждой команды. Затем объясняют свой выбор пропущенной буквы.
  • Задание № 6 (Слайд № 31)
  • Какое из слов можно использовать в качестве проверочного? Сделайте вывод.
  • Прогл…тил (глотка, проглатывать);
  • Оп…здал (опаздывать, поздно);
  • Раскр…ить (кройка, раскраивать);
  • Ум…лчать (умалчивать, молча);
  • Стр…ительство (стройка, выстраивать);
  • Мор…зильник (мороз, размораживать);
  • См…треть (смотр, рассматривать).
  • Задание № 7 (Слайд № 32)
  • Игра “Корректор”. Составьте предложения.
  • Солнце, деревьев, вершин, коснулось.
  • И, чуть, лодка, берег, коснулась, остановилась.
  • Вдруг, мелодия, уха, удивительная, коснулась.
  • Луч, каждого, солнца, касался, цветка.
  • Почти, облака, к, верхушкам, прикасались, берез.
  • Задание № 8 (Слайд № 33)
  • “Говори правильно”.
  • Поставьте ударение.
  • Каждое слово команда проговаривает хором. Сбой из хора принимается за ошибку. Аналог, Анафема, Апокалипсис, Без умолку, Бесовщина, Блокирование, В обе щёки, Вероисповедание, Втридорога, Гусеница, Досыта, Договор
  • Задание № 9
  • Игра “Взаимопроверка”.
  • Разбор слова по составу.
  • Корить; Укор; Укоризна; Укоризненный; Безукоризненный; Безукоризненность.
  • Проверочная работа (Приложение №1. “Тест “Правописание гласных в корне слова”). (Слайд № 32)
  • Форма работы: индивидуальная.
  • Рефлексия. Какие задания вам понравились больше всего? С какими заданиями вам было справиться легко? Какие оказались трудными?
  • Подведение итогов. Объявление оценок. Домашнее задание. Составить текст на профессиональную тему, используя в нем слова на изученные правила (10-15 предложений).
  • Презентация.
Категория: Мои статьи | Добавил: tan4a (30.11.2015)
Просмотров: 1248 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]