Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова
- Эпиграф к уроку:
- Зри в корень. (Народная мудрость).
- Ход урока
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке (мы будем работать в командах), поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности и аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте Закон поднятой руки. Итак, начинаем урок. И еще! Не забывайте о правильной осанке!
- Класс делится на 2 команды: “Гласные”, “Согласные”. Выбирается жюри и капитаны команд.
- Формулирование темы урока. Мотивация.
- Ребята, внимательно смотрите на экран (Слайд № 3-11). Какие инструменты Вы видите на слайдах? Как они называются? Назовите их предназначение.
- (От каждой команды по одному участнику выходят к доске и записывают названия инструментов штукатуров-маляров и действия, с помощью которых производят).
- Почему ученик допустил ошибки? Какие орфограммы он не знает?
- Мостерок – мастер (правописание проверяемых гласных корня слова)
- Терка – затерать (правописание чередующихся гласных корня слова)
- Уравень – проверка ровности поверхности (правописание чередующихся гласных корня слова)
- Провило – править, исправить;
- Нависной паталок – вешать, потолок (непроверяемая безударная гласная);
- Прелесный дом – прелестный (правописание непроизносимых проверяемых согласных в корне слова);
- Как Вы думаете, о чем мы с Вами будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся отвечают).
- Сегодня на уроке речь пойдет о правописании чередующихся, проверяемых и непроверяемых ударением безударных гласных корня, непроизносимых проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Эти орфограммы начинают изучать в младших классах, но ошибки в словах с данными написаниями допускают даже выпускники на аттестационных испытаниях. Поэтому мы сегодня будем повторять эти орфограммы. Вы должны уметь применять полученные знания на практике.
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос (Слайд № 19)
- Что такое корень слова? Почему нужно зрить в корень?
- Какие гласные в русском языке Вы знаете? (Слайд № 20)
- Чем отличаются безударные гласные от ударных? Почему при написании слов с безударными гласными звуками возможны ошибки?
- В каких морфемах могут быть безударные гласные?
- Сколько согласных в русском языке? (21)
- Назовите звонкие и глухие согласные? (Слайд № 21)
- Объяснение темы. Анализ вариантов орфограмм “Безударные гласные корня, проверяемые ударением”, “Непроверяемые безударные гласные”, “Чередующиеся безударные гласные”.
- Вспомним правила о правописании безударных гласных. (Слайд № 23), Таблица № 1. (Обсуждение в группах).
- Давайте выведем алгоритм проверки безударного гласного в корне.
- Составление алгоритма.
- Алгоритм (Слайд № 24)
- Выясни значение слова (или корня).
- Определи, к какой группе относится безударная гласная в корне слова: проверяемой, непроверяемой, чередующейся.
- Выбери способ проверки гласной в корне.
- Пользуясь алгоритмом, таблицами №1, №3 , выполни задания.
- Выполнение заданий.
- Тренировочное упражнение (Слайд № 25)
- Выполните упр. № 78 (устно) из учебника В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л.А.Чешко “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”.- М, “Просвещение”, 1984, (стр. 55-56).
- Команды по очереди разбирают примеры, устно объясняют написание слов, в которых пропущены буквы, называют проверочные слова.
- Задание № 1 (Слайд № 26)
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
- 1) спец…алист, р…комендация, изб…рательный;
- 2) кр…терий, употр…бить, г…сударственный;
- 3) т…рритория, оп…раться, предст…вление;
- 4) мот…вировать, б…зироваться, произн…шение.
- Ответ записывается на “фирменном бланке” и сдается жюри. Затем коллективно обсуждается написание каждого слова задания.
- Задание № 2 (Слайд № 27)
- Игра “Третий лишний”.
- Исключите в каждом ряду “лишнее” слово. Объясните свой выбор.
- Коситься, коснуться, касаться.
- Прикосновение, коса, касательная.
- Задание № 3 (Слайд № 28)
- Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корни.
- Уб…раю комнату – уб…ру комнату;
- Отп…рать – замок – отп…реть замок;
- Зам…реть от восторга – зам…рать от восторга;
- Уд…рает без оглядки – уд…рет без оглядки;
- Изл…гать - изл…жить;
- П…лог;
- Пл…вцы – попл…вок – выпл…вка – пл…вуны – пл…вать;
- Сг…рать – сг…реть - з…гар – выг…рки;
- Оз…рить – з…ря – з…ри;
- Ск…кать – выск…чить – ск…чок - на ск…ку – ск…куны – ск…чите;
- Разр…статься – возр…сли – выр…щенный – выр…сший – р…стение – р…сток;
- Р…стовщик – отр…сль – Р…стов;
- Тв…рец – тв…рь – утв…рь;
- Обувь пром…кает – обм…кнуть кисть в краску – пром…кашка – непр…мокаемое пальто – вым…кнуть под дождем.
- Коллективное обсуждение.
- Задание № 4 (Слайд № 29)
- Изучите таблицу № 3.
- Задание № 5 (Слайд № 30)
- Веселая эстафета.
- Выписать на доску выделенные слова. Выходят по одному ученику от каждой команды. Затем объясняют свой выбор пропущенной буквы.
- Задание № 6 (Слайд № 31)
- Какое из слов можно использовать в качестве проверочного? Сделайте вывод.
- Прогл…тил (глотка, проглатывать);
- Оп…здал (опаздывать, поздно);
- Раскр…ить (кройка, раскраивать);
- Ум…лчать (умалчивать, молча);
- Стр…ительство (стройка, выстраивать);
- Мор…зильник (мороз, размораживать);
- См…треть (смотр, рассматривать).
- Задание № 7 (Слайд № 32)
- Игра “Корректор”. Составьте предложения.
- Солнце, деревьев, вершин, коснулось.
- И, чуть, лодка, берег, коснулась, остановилась.
- Вдруг, мелодия, уха, удивительная, коснулась.
- Луч, каждого, солнца, касался, цветка.
- Почти, облака, к, верхушкам, прикасались, берез.
- Задание № 8 (Слайд № 33)
- “Говори правильно”.
- Поставьте ударение.
- Каждое слово команда проговаривает хором. Сбой из хора принимается за ошибку. Аналог, Анафема, Апокалипсис, Без умолку, Бесовщина, Блокирование, В обе щёки, Вероисповедание, Втридорога, Гусеница, Досыта, Договор
- Задание № 9
- Игра “Взаимопроверка”.
- Разбор слова по составу.
- Корить; Укор; Укоризна; Укоризненный; Безукоризненный; Безукоризненность.
- Проверочная работа (Приложение №1. “Тест “Правописание гласных в корне слова”). (Слайд № 32)
- Форма работы: индивидуальная.
- Рефлексия. Какие задания вам понравились больше всего? С какими заданиями вам было справиться легко? Какие оказались трудными?
- Подведение итогов. Объявление оценок. Домашнее задание. Составить текст на профессиональную тему, используя в нем слова на изученные правила (10-15 предложений).
- Презентация.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: tan4a (30.11.2015)
|
Просмотров: 1248
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|