Вторник, 22.07.2025, 22:51

Моя планета                                              

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
                                                                  


Приветствие
Добро пожаловать на мой сайт
...
Меню сайта
...
Категории раздела
Мои статьи [50]
Информатика [0]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 379
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Точное время
Полезные ссылки

upravlenie
Управление образования Володарского района

sh12Министерство образования и науки Российской Федерации sh4

Дневник.Ру- школьная образовательная сеть

edin_okno

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

federal_tcentr Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов edin_kollektciya Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Моя планета
Погода
...
Главная » Статьи » Мои статьи

Анализ поэтического текста

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня по дороге в школу я обратила внимание на желтый, пыльный, увядший листок. Его прибило ветром к стене многоэтажного дома. Он напомнил мне героя стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок». Давайте послушаем это стихотворение.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,

На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

О чем эти стихи?

Назовите мне два главных действующих лица стихотворения. (Задание легкое: конечно же, это «дубовый листок» и «чинара»). Давайте понаблюдаем за ними.  Работа над таблицей

Почему чинара отказывается приютить странника? (Она не хочет нарушить свой покой, свое благополучие. Она самодовольная и самовлюбленная, не хочет знать ничего, что может поколебать её безоблачную жизнь). Учитель говорит с учащимися о доброте и милосердии.

Какими мы увидели героев стихотворения?

Какие тропы помогли автору сделать стихотворение таким грустным?

Дубовый листок

Чинара

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств.

ассоциации

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств.

ассоциации

Оторвался от ветки родимой (олицетворение)

Укатился, жестокою бурей гонимый (олицетворение)

Засох, увял, странник (метафора)

Прижался (олицетворение)

Приюта молит (олицетворение)

С тоскою глубокой (эпитет)

Бедный листочек (эпитет)

Пылен и желт (эпитет)

Пришелец (метафора), докатился до Черного моря (олицетворение)

Несчастный

Одинокий

Бесприютный

Скиталец

 

Молодая (эпитет)

С ней шепчется ветер, ветви лаская (олицетворение)

Поют ей райские птицы (олицетворение)

Листья изумрудные (эпитет)

Сынам свежим (метафора: листья – сыны чинары)

Солнцем любима (олицетворение)

Ветви раскинула на просторе (олицетворение)

Красавица

Безоблачная жизнь

Равнодушная

Самодовольная

самовлюбленная

работа с кластером «Листок»                 Одиночество

 

работа с кластером «Чинара»                Радость бытия

Как построено это стихотворение? (Здесь использована антитеза. Противопоставлены бесприютный, одинокий скиталец  дубовый листок и спокойная самодовольная красавица-чинара.) Давайте вспомним, что в литературоведении называется антитезой.

Что хотел сказать нам поэт, сталкивая именно эти образы? (Стихотворение не только о листке и чинаре, но и о людях.)

Мы поняли пока лишь простейший слой текста. Давайте определим его глубинный слой.

Какое художественное средство использовал Лермонтов, рассказывая о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка? (Лермонтов использовал аллегорию.) Вспомните, что такое аллегория.

О чем же это стихотворение? (О людском одиночестве, о странничестве, о равнодушии людей.) Листок-странник олицетворяет самого поэта, его чувства, трагедию целого поколения, «до срока созревшего».

Кто ближе душе и сердцу поэта: листок или чинара? (О явном предпочтении листку свидетельствует само название стихотворения: не бесстрастное «Листок и чинара», а именно «Листок».)

А кому сочувствуете вы и почему? (дети высказывают свое мнение, и большинство ребят сочувствует листку.)

Слово учителя. В лирике Михаила Юрьевича Лермонтова такой образ одинокого странника, скитальца устойчивый, частый. Такой устойчивый образ носит название мотива.  Основной мотив лирики Лермонтова – мотив одиночества.

Давайте вспомним другие произведения М. Ю. Лермонтова с аналогичным мотивом («Парус», «На севере диком…», «Утес».)

Прочитайте стихотворение по ролям, передавая в своем чтении мысли и чувства автора. Для инсценирования нужны три человека, чтобы прочитать за автора, листок и чинару. Подчеркните при чтении эмоциональное состояние листка и чинары. (чтение по ролям учащимися, обсуждение.)

Ребята, пофантазируйте, попробуйте представить, что будет дальше с одиноким дубовым листком. Есть ли будущее у листка?

Творческая работа: миниатюра «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»

Домашнее задание: проиллюстрировать судьбу листка после встречи с чинарой.

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть. 

Категория: Мои статьи | Добавил: tan4a (01.06.2015)
Просмотров: 1814 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]