Ход урока
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня по дороге в школу я обратила внимание на желтый, пыльный, увядший листок. Его прибило ветром к стене многоэтажного дома. Он напомнил мне героя стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок». Давайте послушаем это стихотворение.
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
О чем эти стихи?
Назовите мне два главных действующих лица стихотворения. (Задание легкое: конечно же, это «дубовый листок» и «чинара»). Давайте понаблюдаем за ними. Работа над таблицей
Почему чинара отказывается приютить странника? (Она не хочет нарушить свой покой, свое благополучие. Она самодовольная и самовлюбленная, не хочет знать ничего, что может поколебать её безоблачную жизнь). Учитель говорит с учащимися о доброте и милосердии.
Какими мы увидели героев стихотворения?
Какие тропы помогли автору сделать стихотворение таким грустным?
Дубовый листок
|
Чинара
|
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств.
|
ассоциации
|
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств.
|
ассоциации
|
Оторвался от ветки родимой (олицетворение)
Укатился, жестокою бурей гонимый (олицетворение)
Засох, увял, странник (метафора)
Прижался (олицетворение)
Приюта молит (олицетворение)
С тоскою глубокой (эпитет)
Бедный листочек (эпитет)
Пылен и желт (эпитет)
Пришелец (метафора), докатился до Черного моря (олицетворение)
|
Несчастный
Одинокий
Бесприютный
Скиталец
|
Молодая (эпитет)
С ней шепчется ветер, ветви лаская (олицетворение)
Поют ей райские птицы (олицетворение)
Листья изумрудные (эпитет)
Сынам свежим (метафора: листья – сыны чинары)
Солнцем любима (олицетворение)
Ветви раскинула на просторе (олицетворение)
|
Красавица
Безоблачная жизнь
Равнодушная
Самодовольная
самовлюбленная
|
работа с кластером «Листок» Одиночество
работа с кластером «Чинара» Радость бытия
Как построено это стихотворение? (Здесь использована антитеза. Противопоставлены бесприютный, одинокий скиталец дубовый листок и спокойная самодовольная красавица-чинара.) Давайте вспомним, что в литературоведении называется антитезой.
Что хотел сказать нам поэт, сталкивая именно эти образы? (Стихотворение не только о листке и чинаре, но и о людях.)
Мы поняли пока лишь простейший слой текста. Давайте определим его глубинный слой.
Какое художественное средство использовал Лермонтов, рассказывая о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка? (Лермонтов использовал аллегорию.) Вспомните, что такое аллегория.
О чем же это стихотворение? (О людском одиночестве, о странничестве, о равнодушии людей.) Листок-странник олицетворяет самого поэта, его чувства, трагедию целого поколения, «до срока созревшего».
Кто ближе душе и сердцу поэта: листок или чинара? (О явном предпочтении листку свидетельствует само название стихотворения: не бесстрастное «Листок и чинара», а именно «Листок».)
А кому сочувствуете вы и почему? (дети высказывают свое мнение, и большинство ребят сочувствует листку.)
Слово учителя. В лирике Михаила Юрьевича Лермонтова такой образ одинокого странника, скитальца устойчивый, частый. Такой устойчивый образ носит название мотива. Основной мотив лирики Лермонтова – мотив одиночества.
Давайте вспомним другие произведения М. Ю. Лермонтова с аналогичным мотивом («Парус», «На севере диком…», «Утес».)
Прочитайте стихотворение по ролям, передавая в своем чтении мысли и чувства автора. Для инсценирования нужны три человека, чтобы прочитать за автора, листок и чинару. Подчеркните при чтении эмоциональное состояние листка и чинары. (чтение по ролям учащимися, обсуждение.)
Ребята, пофантазируйте, попробуйте представить, что будет дальше с одиноким дубовым листком. Есть ли будущее у листка?
Творческая работа: миниатюра «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»
Домашнее задание: проиллюстрировать судьбу листка после встречи с чинарой.
Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.
|