Тема: Зимние мотивы в поэзии А.С. Пушкина
| 30.11.2015, 22:34 |
- Ход урока
- I. Слово учителя. Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало закрывает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Русская природа привлекала, привлекает и всегда будет привлекать художников и поэтов.
- II. Зима в картинах русских художников
- – У Бориса Щербакова есть цикл картин «Времена года» - «В декабре», «Январь. Зимнее утро», «Февраль». У И. Шишкина «На севере диком», у Куинджи «Солнечные пятна на инее» и ель Шишкина.
- III. Слово учителя. Не остаются равнодушными к красотам природы и поэты. Неизмеримый заряд бодрости получал от природы А.С. Пушкин. Рассмотрите фотографии близких Пушкину мест в Михайловском и Болдине. Перед нами современные фотографии, но места эти были столь же хороши и в те дни, когда между этими деревьями гулял А.С. Пушкин.
- IV. Чтение и беседа по стихотворениям. «Зимняя дорога»
- – Какое настроение передает автор в этом стихотворении? (Дорожная тоска, «сердечная тоска», скука, печаль, навеваемая зимним русским пейзажем.)
- – Докажите, приведите примеры эпитетов и конкретных слов. (Печальные поляны, льет печально свет она, скучной, утомительно гремит, сердечная тоска, глушь и снег, скучно, грустно, путь мой скучен)
- – Обратите внимание на картину В. Серова «Зимняя дорога», которая может являться иллюстацией к стихотворению Пушкина. Опишите картину, используя строки из стихотворения.
- (Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,...
- По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит,...
- Ни огня, ни черной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне
- Только версты полосаты Попадаются одне.)
- V. «Зимний вечер»
- Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя;
- То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя,
- То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит,
- То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
- Наша ветхая лачужка И печальна и темна.
- Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна?
- Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена,
- Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?
- Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей,
- Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.
- Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила;
- Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.
- Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя;
- То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
- Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей,
- Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей 1825 год.
- – Определите настроение стихотворения, постарайтесь запомнить, в каких словах автор передает это настроение? (Настроение тоски, тревоги, описание бури в первой строфе создает настроение тревоги)
- – Какую особенность в построении стихотворения вы заметили? (4 строфа состоит из 1–4 стиха 1 строфы и 1–4 стиха 3 строфы
- – Рассмотрите иллюстрацию, выполненную палехским мастером К. Бочкаревым.
- VI. Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина, «Зимнее утро» в исполнении М. Казакова. Следите по учебнику, стр. 108.
- – Чем настроение этого стихотворения отличается от двух предыдущих? (Контрастное настроение – радость от встречи солнечного морозного дня)
- – Какая из картин, увиденных нами сегодня на уроке, наиболее точно передает настроение
- этого стихотворения? «Зимнее утро»
- – Какие строки из стихотворения могут являться подписью под данной картиной?
- Мороз и солнце; день чудесный! ... ...Под голубыми небесами
- Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит ...
- – Какое настроение создается в первой строфе? (Настроение радости, бодрости, восхищения природой.)
- – С помощью каких средств создается такое настроение? (Настроение создается, прежде всего, с помощью эмоционально окрашенной лексики первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «звезда».)
- Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение. Как и почему меняется настроение во второй строфе? (Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные».)
- Лексика второй строфы противопоставлена лексике первой. Благодаря противопоставлению подчеркивается выразительность стиха, усиливается впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании. Такой прием носит в литературоведении название антитезы.
- Записываем в тетради: «Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой».
- – Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? (Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности)
- – Читаем выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами подчеркнем переход от грустных воспоминаний к радости: И ты печальная сидела (пауза) – А нынче... (пауза) погляди в окно...
- Сравнения обычно выражаются оборотами со словами «как», «будто», «словно». Найдем в стихотворении такое сравнение («Луна, как бледное пятно»). Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами... снег лежит».
- – Почему поэт применяет такое сравнение? (Передает восторг перед красотой природы; создается ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров.)
- – Есть ли в стихотворении еще подобная конструкция? («Звездою севера явись»)
- Критик В. Г. Белинский писал о стихе Пушкина (стих – стихотворная строка): «...он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».
- – Какой прием помогает Белинскому создать такой яркий образ стихов Пушкина? (Сравнение.)
- – Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе? (Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами, рисующими «прозрачный лес»)
- – Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (Однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы; эпитет «милый» встречается дважды, создает настроение радостного и немного печального умиления.)
- – Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? (Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора)
- – Что изображает поэт в стихотворении? (Картину природы, пейзаж, а через него свое настроение, свои чувства, переживания)
- Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относят к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии – зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Природа не только тема поэзии, но и ее идеал – пример истинной красоты, гармонии, целесообразности. А. С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна. Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы побудили лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.
- VII. Домашнее задание. Выучить наизусть «Зимнее утро» Прочитать роман «Дубровский»
|
Категория: Мои файлы | Добавил: tan4a
|
Просмотров: 1125 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|